Интервью

Маркетплейсам указали на контрафакт

Онлайн-площадки начали бороться с продавцами нелегальных товаров

Маркетплейсам указали на контрафакт
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
«Честный знак», система маркировки ряда товарных групп, начала передавать информацию о контрафакте администрации маркетплейсов для ограничения деятельности недобросовестных продавцов.

Проблема контрафакта на маркетплейсах стоит остро. Причин для этого хватает: и рост популярности онлайн-площадок, расширение географии их доставок, увеличение числа продавцов на маркетплейсах и введение параллельного импорта.

Так, на одном из маркетплейсов подтвердились факты нарушений по более чем 77% жалоб, рассказал на круглом столе в ТАСС председатель совета директоров Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор системы «Честный знак») Михаил Дубин. Он отметил, что по всем случаям были приняты меры, причем онлайн-площадки самостоятельно разбирались с проблемой, не дожидаясь реакции контрольных органов. И лишь в 32% случаев были применены санкции к продавцу: штраф, блокировка или предупреждение. «Маркетплейс является участником оборота, поэтому у площадок есть желание и потребность в саморегулировании», — отметил Михаил Дубин.

Как сообщили «Эксперту» в ЦРПТ, в 2023 г. центр заключил соглашения о сотрудничестве в борьбе с нелегальным оборотом товаров, подлежащих маркировке, с крупнейшими маркетплейсами: Яндекс.Маркет, WB, Ламода, СберМаркет, МегаМаркет и Самокат. Напомним, сейчас обязательной маркировке подлежат 16 товарных групп, в том числе обувь, шины и шубы.

На основе соглашений ЦРПТ передает администрации торговой площадки жалобы пользователей из приложения «Честный знак», а та, в свою очередь, обеспечивает оперативный разбор сведений о выявляемых проблемах. При необходимости маркетплейс может заблокировать карточки товаров и применить штрафные меры к недобросовестным продавцам.

Маркетплейсы — развивающаяся отрасль и они долгое время были в «серой зоне» без достаточного регулирования.

«Государство стремится изменить эту ситуацию, — говорит оператор „Честного знака“. — С апреля прошлого года маркетплейсы приравняли к другим участникам оборота по товарам легкой промышленности. Теперь они несут ответственность за продажу товаров с нарушениями, если предпродажная подготовка товара ведется маркетплейсом. В правительство внесен проект постановления, предусматривающий аналогичные требования и по иным маркируемым товарам».

«В сети именно маркировка позволяет автоматизировано выявлять и пресекать нарушения, внедрять автоматический контроль на этапе продажи», — отметил директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский. В качестве примера он привел жалобу потребителя на признаки контрафактности обуви, продаваемой на одной из торговых площадок. Маркетплейсом у продавца была запрошена разрешительная документация на товар для подтверждения его аутентичности, и он ее не предоставил. Было заблокировано к продаже более 30 артикулов и сам продавец.

Улучшение ситуации с нелегальными товарами в России подтверждают участники рынка. Так, сообщили «Эксперту» в онлайн-ритейлере Ozon, меры по борьбе с контрафактной продукцией постоянно совершенствуются. Еще в 2022 г. на торговой площадке был создан раздел с товарами с маркировкой «Честный знак». Если на товаре, подлежащем маркировке, не считывается код по любой причине, то его не смогут разместить на складе Ozon, а значит, такой товар нельзя будет продать.

«Мы оперативно реагируем на жалобы пользователей и правообладателей — сразу запрашиваем у продавца документы на товар. Если продавец не предоставит их в течение трех дней, карточка товара будет скрыта с маркетплейса и не будет доступна до конца разбирательства», — сообщили в Ozon.

Борьба с контрафактом ведется, подтвердили и в СберМаркете, правда, отметив, что схема работы компании подразумевает контроль за продажами, в первую очередь, со стороны ритейлеров. «Мы доставляем товары потребителям непосредственно с полок магазинов, — сообщил GR-директор компании Павел Глухов. — Перед тем как продукция попадает к потребителю, она уже тщательно проверяется торговыми сетями».

Проверка осуществляется достаточно качественно, добавил представитель СберМаркета. Так, в ноябре 2023 г. вместе с ЦРПТ компания запустила дополнительную проверку товаров, чтобы контролировать их качество на двух этапах. И за это время жалоб от пользователей, зафиксированных в системе маркировки «Честный знак» о контрафакте, не было.

Материалы по теме:
Промышленность, 19 июн 19:50
Как санкции влияют на бизнес контейнерной логистики
Промышленность, 21 окт 19:10
Зарубежные товары на маркетплейсах могут подорожать
Промышленность, 20 мая 2024 14:15
Объем интернет-торговли в РФ в первом квартале увеличился на 39%
Промышленность, 11 апр 2024 11:09
Один из крупнейших маркетплейсов делает ставку на развитие региональной инфраструктуры
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда