Интервью

Модный уговор

Как промдизайн помогает брендам бороться за потребителя

Модный уговор
После того, как на первый план для страны вышло импортозамещение, поиск современных решений в промышленном дизайне стал мейнстримом. Этот рынок пока невелик, и для того, чтобы он быстрее преодолел «болезни роста», требуются инвестиции, конкуренция и подготовка новых кадров. В конце июля премьер Михаил Мишустин уже заявил о необходимости создать реестр компаний, которые занимаются промдизайном и инжинирингом: это даст им возможность получать господдержку. «Эксперт» разбирался, спешат ли творцы и заказчики идти навстречу друг другу.

Дорогая авоська

Промышленный дизайн — это не только нарядная обертка, но и совокупность технических и конструктивных характеристик, делающих продукт удобным, целесообразным, эргономичным, экономичным и конкурентоспособным. То есть полноценный маркетинговый инструмент. В СССР слова «маркетинг» не было, зато было четкое понимание того, что товар должен быть узнаваемым и доступным в обиходе. Индустриальный бум, внедрение ГОСТа и ВХУТЕМАСы взяли свое: пивная кружка, авоська, автомобиль «Москвич», суда на подводных крыльях, экранопланы, автомат Калашникова, луноход или атомная бомба «кузькина мать» — их визуально представлял себе каждый советский гражданин. А вот имена дизайнеров — тогда их называли художниками-конструкторами — особо никого не интересовали.

В условиях рыночной экономики концепция изменилась. Если в Стране Советов бытовал принцип «производить проще, продавать дешевле, массово для масс», то сегодня это звучит так: «в производстве делать дешевле, продавать дороже, расчет на платежеспособных».

«В советское время была плановая экономика, она не подразумевала конкуренции, — отмечает основатель студии Smirnov Design Сергей Смирнов. — А промдизайн — орудие конкуренции и конкурентоспособности. Обычный советский житель с завистью смотрел на западный товар, который промышленные дизайнеры создавали так, чтобы он был лучшим. Истинной мотивации в советское время для дизайна не было, хотя и действовал ВНИИТЭ — институт технической эстетики, который занимался исследованиями в области эргономики и дизайна. Серьезные люди зачастую работали „в стол“, а на производстве шел саботаж работы промышленных дизайнеров. Сейчас все поменялось, и без промдизайна не будет конкурентоспособного продукта».

«С тех пор принципиально не поменялось ничего, — парирует руководитель студии FORMA Industrial Design Дмитрий Мареев. — Просто перестали скрывать истинную задачу — повышение добавленной стоимости за счет повышения потребительских качеств. Изменился лишь способ управления спросом: был дефицит, стала цена».

«Задача любого бизнеса — извлекать прибыль, так было всегда, — подтверждает генеральный директор 2050.ЛАБ Дарья Топильская. — Дизайнеры работают по тем ТЗ, которые дает клиент. Сложно приспособиться к возможностям производства и к строгим ГОСТам. При этом дизайнер, помимо выполнения условий ТЗ, думает о конечном пользователе — насколько ему будет удобно пользоваться предметом. Ведь по статистике, люди готовы платить до 15% больше за продукт, если он хорошо выглядит, комфортен, функционален и эргономичен».

По данным РСПП, 65% компаний с выручкой больше 10 млрд руб. считают вклад промдизайна в бизнес конкурентным преимуществом: это ускоряет рост компании минимум в два раза. Коммерсанты помельче себе этого позволить либо не могут, либо не хотят.

«Так или иначе, требовательность рынка или конечного заказчика заставляет производителя выводить на рынок конкурентоспособный продукт, — убежден шеф-дизайнер 2050.ЛАБ Алексей Шаршаков. — Потребителю важна не только функция, но и эмоциональная сторона владения/пользования продуктом. К примеру, довезти вас из пункта А в пункт В может и телега, и карета, и лимузин. И это совсем разные сценарии и эмоции».

На основе данных Росстата локальный рынок промышленного дизайна еще в 2020 г. оценивался в 750 млн руб. ($10 млн). Для сравнения, южнокорейский сектор промдизайна на тот момент осваивал порядка $30 млрд. «В 2023 году наш рынок внешнего промдизайна, работы студий составил около миллиарда рублей, — считает Дмитрий Мареев. — Он растет несмотря на все катаклизмы, опережая по темпам многие другие сферы, но в абсолютных цифрах это как было нисколько, так и осталось».

Целевая поддержка промдизайна началась в 2013 г.: стали открываться инжиниринговые центры, проводиться конкурсы, учреждаться премии. Значимый спрос на услуги промдизайнеров подогрели западные санкции, полагает сооснователь Лаборатории инженерного дизайна «Карфидов Лаб» Алексей Карфидов.

В Агентстве стратегических инициатив (АСИ) настроены оптимистично. «По сути, сегодня формируется новый перспективный рынок дизайна, чей потенциальный объем превышает реальный в 60–70 раз, а сам рынок ежегодно прирастает на 10%, — отмечает директор центра развития креативной экономики АСИ Екатерина Черкес-Заде. — Относительно своего потенциала рынок действительно небольшой, но динамика положительная, и мы ожидаем, что темпы роста увеличатся».

Модный уговор

На два дома

Хороший дизайнер должен не просто разбираться в свойствах инновационных материалов, а еще и чувствовать запрос общества, и изношенность некогда прорывных решений. К примеру, углепластиком, который некогда был на передовой — в приборостроении, станкостроении, медицинской промышленности, в спорте высших достижений — сегодня никого не удивить, хотя некоторые отраслевики и по сей день продолжают предвещать наступление «карбоновой эры».

«До февраля 2022 года наши дизайнеры довольно часто работали с зарубежными дизайн-студиями, — вспоминает Дмитрий Мареев. — Крупные и успешные российские компании, частные и с государственным капиталом, любили заказать дизайн в Италии или Великобритании».

Сегодня, на взгляд господина Мареева, львиная доля зарубежных клиентов у отечественных фирм «отвалилась»: сложно платить, большие репутационные риски, минимальная юридическая защищенность сделки. «Должна быть изрядная мотивация заказчика работать именно с таким, ставшим вдруг сложным подрядчиком, — поясняет Мареев. — Даже десятки успешных совместных работ, низкая стоимость и стабильное качество могут не перевесить риски».

По наблюдению Мареева, сейчас в мировом авангарде находятся корейские дизайнеры. Их догоняют китайцы, вкладывающие баснословные деньги в транспортный, промышленный и другие виды дизайна, приглашая к себе специалистов со всего мира для работы и обучения.

А вот, к примеру, отечественный бренд Kitfort, несмотря на то, что заказывает технику в Китае, за ребрендингом и дизайном обращается в российские компании — 2050.ЛАБ и студию Лебедева.

«Мы — бренд, который был образован в России, всегда ориентировались на человеческий ресурс и компании-исполнители из нашего государства, — гордится директор по маркетингу и рекламе Kitfort Сергей Семин. — Весь последующий опыт работы с дизайнерскими студиями дал нам понять, что так работать эффективно, и на выходе мы всегда получали качественный продукт. С российскими студиями проще контролировать процесс работ и при необходимости влиять на него».

В свою очередь, для дизайнера Сергея Смирнова за последние два года ничего особо не изменилось. «В 2022 году весной и летом заказы пропали, но затем рынок восстановился и пошел в рост. Были некоторые критические моменты, связанные с софтом, но студии по-своему решили этот вопрос. Например, у нас буквально за полгода до СВО была куплена дорогая лицензия на систему автоматизированного проектирования CATIA, и мы планировали каждый год платить за ее продление. А тут стало понятно, что нам ничего платить больше не надо и можно спокойно работать дальше».

Ближе к делу

Взаимоотношения заказчика и дизайнера в России и на Западе разнятся. Сложился стереотип, что европейский промдизайнер — скорее педантичный переводчик с языка идей на язык производства, нежели творец, и потому не позволяет себе спорить с заказчиком, а наш дизайнер, наоборот, готов агрессивно навязывать собственное мнение.

«Основная ценность хорошего промдизайнера в наших широтах — это способность выдать оптимальный компромисс между десятками факторов: себестоимостью, удобством использования, безопасностью, соответствию трендам, ремонтопригодностью, хорошими пропорциями, количеством сборочных операций, и сделать продукт, который удовлетворит большинство запросов, принесет радость пользователям и прибыль производителю», — перечисляет Дмитрий Мареев.

Европейские дизайнеры еще как могут поспорить, просто они подбирают дипломатичные формулировки, убежден Алексей Карфидов. На его взгляд, российский дизайнер сильней иностранного тем, что он погружен в конструирование и технологию, однако уступает, например, в качестве подачи материала. Он может глубже и интересней проработать идею, но менее эффектно ее подать.

В Италии, Германии, Скандинавии промдизайн — неотъемлемая часть производственного процесса. Привлечение дизайнеров начинается еще на этапе планирования и разработки продукта. В России такой подход не совсем привычен, поскольку не всегда удается оценить потенциальную выгоду.

«Для среднестатистического российского заказчика дизайнерское проектирование — непонятный и, как ему кажется, неуправляемый процесс с расплывчатым результатом и „необязательными“ расходами, финансовыми и временными, — рассуждает Алексей Шаршаков. — Пока большая часть бизнеса воспринимает работу дизайнера как украшательство. Такова наша русская реальность. И мы пытаемся ее менять».

«Гораздо чаще промышленного дизайнера зовут, когда все получилось настолько плохо, что надо спасать проект, — подтверждает Дмитрий Мареев. — Техзадание звучит так: все уже сделано, ничего править нельзя, но надо, чтобы было красиво и удобно».

«Если студия не делает связки между дизайнером и инженером, между дизайнером и технологом, то это плохая студия, — подтверждает Сергей Смирнов. — Дизайнер, делая проект вместе с напарником — конструктором, инженером, технологом, обучается сам, и чем больше таких проектов, тем специалист становится более квалифицированным».

Модный уговор

Цена идеи

Кто-то из производителей нанимает дизайнера в штат, кто-то обращается в студии и бюро, кто-то совмещает и то, и другое. За «светлыми гениями» следуют охотники за головами: кому как не хедхантерам разбираться в корреляции зарплатных ожиданий соискателя и его реальных компетенций.

Подчас заказчику выгоднее держать на низкой зарплате дизайнера, который родить хорошую идею не умеет, но способен ее воплотить вместе с конструктором и инженером. Многое зависит от задач компаний, полагает Алексей Карфидов. Как правило, генераторы идей востребованы в среде стартапов и бизнес-инкубаторов, а в крупных компаниях, где зарплаты выше, зачастую необходимо помогать развиваться чужим идеям.

Промдизайн мультизадачен, он находится на стыке технологий, инженерии, эстетики, аналитики и науки, отмечают в 2050.ЛАБ. «Завышая ожидания, многие воображают, что это богемная профессия, что все вокруг должны полюбить любую идею дизайнера и ждать, когда же его посетит муза, — отмечает Алексей Шаршаков. — А заказчик мечтает найти себе такой „кухонный комбайн“, который будет и придумывать, и моделировать, и визуализировать, и подбирать материалы, верстать презентации и классно презентовать».

Работа дизайнера состоит из дизайн-концепции, конструирования внутренних элементов товара, подбора материалов, создания эскизов и макетов, 3D-моделирования. Все это считается результатом интеллектуальной собственности, поэтому авторские права на элементы дизайна принадлежат дизайнеру, хотя исключительное право может быть передано другим лицам. В этом отношении закон сегодня куда гибче, чем был в СССР.

«Как правило, профессионалы передают все права (кроме права авторства, оно неотчуждаемо по закону) заказчику, оплатившему работу, — отмечает Дмитрий Мареев. — На моей памяти не было ни одного проекта, где заложенная идея с роялти (процент с продаж автору) принесла бы промышленному дизайнеру сколько-нибудь значительную сумму».

По мнению Мареева, люди переоценивают значимость голых идей. Гораздо важнее, что с этой идеей происходит дальше.

«Ценность дизайн-проектирования возрастает по экспоненте: оформленное техническое задание, рисунок, трехмерная модель, чертежи, образец, работающая производственная линия: шаг за шагом идея по мере вложения в нее сил и средств обретает свою истинную цену, — поясняет Мареев. — Концепция многократно меняется, дополняется, у нее появляется глубина. Ценность предложения сделать „телефон без кнопок“, он же айфон, сама по себе была невелика. А вот значение разработки принципиально иного интерфейса, подбора всех комплектующих, особенно сенсорного экрана, исследования пользовательского опыта, тестирование сотен прототипов — стоит дорого».

По словам Смирнова, даже самый гениальный дизайнер не обязан быть креатором идей. «Идеи генерирует предприниматель, а дизайнер на их основе выдает дизайн. Он занимается совершенно скучной работой, формирует презентацию, составляет отчеты, 3D-моделирует сложные поверхности, общается с инженером, конструктором, консультирует их. Дизайнер должен все уметь, и именно человек, который решает бизнес-задачи, является высокооплачиваемым профессионалом. А если просто генерировать идеи, но не превращать их в продукт, то такие ребята не очень-то нужны».

«В своей практике мы сталкиваемся с тем, что дизайнеры создают прекрасные дизайны изделий, но реализовать их в массовом производстве далеко не всегда возможно, — вспоминает генеральный директор ООО „Пластик Репаблик“ Елена Солодовникова (торговая марка Spin&Clean, выпустили линейку товаров для уборки в сотрудничестве со студией 2050.ЛАБ). — Конструкторы и инженеры при адаптации дизайна к производственному оборудованию, особенностям техпроцесса и сырья вынуждены менять стилеобразующие формы, и мы снова получаем то, что уже давно стоит на полке. Мыслить нестандартно на этом этапе, предлагать новые решения, работая с особенностями сырья и в тесной связи с инженерами — действительно настоящее мастерство. Именно на этом этапе работы над проектом многие дизайнеры либо отказываются от первоначальной идеи и упрощают форму до того, что могут выпустить на производстве, либо дизайн так и остается существовать только в рендерах».

Модный уговор

Карьерная лестница

Промдизайн как профессия входит в моду среди молодежи, но вузы не всегда успевают адаптировать образовательные программы к изменчивым требованиям рынка. А у нанимателя зачастую нет четкого понимания, чем именно должен заниматься промышленный дизайнер, как оценивать его профессионализм. В результате стороны не могут договориться из-за расхождения взглядов на набор компетенций.

«Всем нужно разное, — полагает Дмитрий Мареев. — Работодатели хотят первоклассных специалистов с минимальными зарплатными ожиданиями. Ректоры вузов желают возглавлять престижные рейтинги при минимальном количестве телодвижений. Преподаватели — снижения бюрократической нагрузки, вовлеченных студентов и высоких зарплат. Студенты — легкой учебы и гарантированного места в ведущих мировых компаниях. Чтобы что-то поменялось, надо вкладываться вдолгую».

По данным платформы hh.ru, в январе-июне 2023 г., при росте количества вакансий промдизайнера на 31%, количество активных резюме увеличилось менее чем на 7%. По сравнению с 2022 г. средние зарплаты выросли на четверть — до 80 тыс. руб., но даже это не помогает закрывать вакансии сполна.

«Многие вузы не могут подготовить высококлассных специалистов ввиду несоответствия образовательных стандартов и потребностей реального сектора, работодателю приходится доучивать, — сетует Сергей Смирнов. — У нас постоянно открыта вакансия, на нее откликаются тысячи людей, но 90% из них не понимают, что такое промышленный дизайн, и мы даже не даем им тестовые задания. Оставшимся 10% — даем, и еще 5% от них имеют шанс получить работу у нас. Образовательные программы очень консервативны, иногда архаичны. Но есть вузы, которые очень серьезно продвинулись, например, питерская академия Штиглица, высокий уровень подготовки в УрГАХУ, в Строгановке крепкая кафедра мебели. За счет конкретных людей, которые работают на кафедрах, мы видим прогресс, они меняют ситуацию, и я очень благодарен заведующим кафедрами, которые формируют в этих непростых условиях хорошие программы».

Подготовкой кадров для индустрии занимается и Студия 2050.ЛАБ. «Мы создали для НИТУ МИСИС магистерскую программу „Промышленный дизайн и инжиниринг“. Магистранты выполняют реальные проекты для бизнеса, получают патенты на промышленные образцы, — перечисляет Дарья Топильская. — У нас есть и собственный лицензированный образовательный центр, мы организуем курсы и воркшопы, приглашаем талантливых студентов к нам на практику и стажировку, готовим исследовательский проект „Правила промышленного дизайна“ — визионерский фильм, премьера которого состоится осенью».

«Мы как работодатели смотрим прежде всего портфолио, — делится опытом Сергей Смирнов. — Бывает, люди просят зарплату в 300–350 тысяч, а из себя представляют пустое место. Не в деньгах дело. Смотреть нужно на то, как человек подает свои работы, на культуру формирования продукта, умение проектировать сложные формы, визуализировать. Ну и, конечно, на чувство вкуса».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 15 июл 19:00
Агентство по техразвитию раскрыло данные о поддержке обратного инжиниринга
Промышленность, 26 мая 09:00
Как отечественные лекарства занимают рынок
Промышленность, 12 мая 19:25
Правительство утвердило стратегию развития судостроительной отрасли
Как в Ульяновске делают лопасти ветрогенераторов
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр