Зачем нужен статус МТК
Понятие МТК было закреплено в законодательстве в августе 2023 г. На него могут претендовать стартапы с выручкой не более 4 млрд руб. в год, у которых основной код ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности) входит в специальный реестр из 93 позиций. Для того чтобы получить статус МТК, компания должна пройти проверку в центре экспертизы, определяющем, разрабатывает ли компания инновационное решение, как она применяет его в производстве, соответствует ли уровень квалификации работников сложности решения. Также проверяются структурная устойчивость предприятия и оформление прав собственности на решение. ФСИ является одним из центров экспертизы, присваивающих статус МТК.
На данный момент для компаний, включенных в реестр МТК, доступно около 15 мер поддержки. ФСИ предлагает два способа получить этот статус: платно либо на безвозмездной основе после включения в Единый реестр получателей господдержки. «В него, в частности, попадают инновационные предприятия, победившие в наших конкурсах не ранее 3 лет назад. На сегодня 40% реестра МТК — компании-грантополучатели Фонда содействия инновациям», — рассказали в пресс-службе фонда.
Статус малой технологической компании дает ИТ-разработчикам ряд преимуществ, среди которых прежде всего налоговые льготы — снижение налога на прибыль, уменьшенные ставки страховых взносов, освобождение от НДС в отдельных случаях, указывает руководитель практики интеллектуальной собственности, IT и защиты информации Savina Legal Артем Евсеев. Кроме того, этот статус дает возможность получить государственные субсидии и поддержку в рамках программ финансирования инновационных проектов. Компании также могут рассчитывать на льготные кредиты и участвовать в тендерах на госзакупки с более гибкими условиями. Помимо этого, статус МТК дает доступ к ускоренной процедуре регистрации патентов в Роспатенте.
Частные инвесторы также получат доступ к реестру МТК и смогут подобрать подходящий стартап для венчурных инвестиций, отмечает управляющий партнер юрфирмы Nova Inс. Павел Желновод: «Кроме того, включение в реестр становится гарантией добросовестности для контрагентов и потенциальных инвесторов».
«Однако, несмотря на очевидные преимущества, получение статуса МТК сопряжено с рядом трудностей. Большая часть из которых связана с самим характером работы таких компаний: будучи стартапами, такие организации зачастую не занимаются надлежащим оформлением прав на результаты интеллектуальной деятельности и не выстраивают четкие процедуры и жесткий контроль за всем циклом жизни ИТ-продуктов — от момента зарождения идеи до выпуска продукта на рынок», — отмечает Евсеев.
Самые распространенные ошибки
«Наиболее частая ошибка компаний при подаче документов на получение статуса — отсутствие в заявке [информации об] интеллектуальной собственности или неправильное ее оформление», — сообщают в пресс-службе ФСИ. Например, она может быть оформлена на физическое лицо, либо же направлен патент с истекшим сроком или лицензионный договор, который только передает права на использование патента, — всё это является причиной для отказа в статусе, уточняют в организации. Фонд призывает разработчиков относиться с особым вниманием к нормативным документам, регулирующим статус МТК. В пресс-службе отмечают, что ФСИ оказывает консультационную поддержку: «Если при подаче заявки возникают какие-либо проблемы, мы всегда готовы дать обратную связь».
При оформлении интеллектуальной собственности компании часто без должного внимания относятся к формализации прав на служебные результаты интеллектуальной деятельности: не разработаны должностные инструкции работников, трудовой договор не регулирует вопросы авторского гонорара и личных неимущественных прав работников, процедура создания служебных продуктов, указывает Евсеев. Это может привести к тому, что все права на разработки могут остаться у работников, предупреждает он.
Также компании часто поверхностно относятся к работе с внешними разработчиками: права на продукты, разработанные ими, никак не закреплены за предприятием, условия договоров с внешними разработчиками слишком размытые, нет условий о распределении прав, продолжает Евсеев. Это же касается использования решений в Open Source в своем продукте без учета условий лицензий: в такой ситуации возникает большой риск того, что продукт, включающий OpenSource, не сможет быть коммерциализирован, указывает Евсеев. Компании также могут просто не регистрировать свои бренды, патенты, программные продукты, что открывает дорогу конкурентам для копирования.
Еще среди наиболее распространенных ошибок встречается отказ от проведения патентного поиска, отмечает Желновод. Он позволяет сравнить созданный продукт или технологию с существующими в мире аналогами и своевременно внести небольшие изменения, поясняет он. Также компании могут раскрывать информацию об изобретении до получения патента, продолжает эксперт. Выступления на конференциях, публикации в социальных сетях, научные статьи, в которых есть информация об особенностях и сущности изобретения, могут стать причиной отказа при проведении экспертизы по существу.
Проблемы возникают и при оформлении самого патента, говорит Желновод. Если изобретение будет недостаточно детально описано, чертежи или формулы будут в ненадлежащем виде, это станет причиной отказа в выдаче патента. То же самое касается ходатайства на проведение экспертизы по существу: если не подать ее вовремя или забыть о ней, в выдаче откажут. Компания также может нарушить требования по оплате госпошлины: она не единоразовая, а оплачивается ежегодно на протяжении всего срока действия патента.
Как избежать ошибок
ИТ-компаниям стоит в первую очередь сразу регистрировать патенты, товарные знаки, депонировать программные продукты, чтобы зафиксировать права на них как можно скорее, указывает Евсеев. Необходимо выработать четкую юридическую процедуру контроля за разработкой, чтобы выявлять и устранять риски в момент их возникновения, в том числе при использовании Open Source.
Первое, на что нужно обращать внимание, это риск потери права на ПО (программное обеспечение) в пользу автора — работника или третьих лиц, указывает Желновод. Необходимо иметь полный «пакет» документов, включающий положение о служебных произведениях, трудовой договор с прописанными условиями отчуждения права на интеллектуальную собственность и вознаграждения автора, должностную инструкцию, техническое задание, приказ о создании ПО, отчет сотрудника и акт приемки-передачи прав на ПО.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag