Интервью

Учеба на рабочем месте

Какие образовательные решения нужны промышленности

Учеба на рабочем месте
Фото: Донат Сорокин/ТАСС
Путь к технологическому суверенитету осложняется нехваткой квалифицированных кадров. Бизнес и государство объединяются для создания образовательных программ. Окупаются ли вложения компаний в образование своих сотрудников, обсудили участники дискуссии «Образовательные решения для промышленности», организованной «Сколтехом» и прошедшей на «Иннопроме». «Эксперт» послушал выступления и собрал наиболее показательные из них, отражающие современные подходы к корпоративному образованию.

Юлия Шадрина, директор по инновационному развитию ТМК:

— Мы все чаще объединяем в одной команде ученых-исследователей разных специальностей и направлений. Это физики, математики, химики, технологи. Как правило, все новые продукты сейчас рождаются на стыке технологий. У нас работает корпоративный университет, в котором обучаются уже 100 тысяч человек. Образовательные программы мы дополняем инновационными решениями. Например, начинаем использовать в обучении продукты с использованием дополненной и смешанной реальности, что кратно сокращает время обучения, повышает усваиваемость материала.

Университетские команды, приходя с решениями, созданными в лабораториях, должны понимать, что все должно быть встроено в производственный процесс. Адаптации продуктов к производству — это сложный процесс. Поэтому мы проводим курсы из нескольких модулей, погружаем стартапы в среду нашего производства.

Ильназ Зарипов, генеральный директор «СИБУР Инновации»:

— СИБУР производит в год примерно 15 млн тонн различных нефтехимических продуктов. Это и базовые полимеры, и мономерное звено, и другие пластики, и продукты органического синтеза. Все эти продукты производятся с помощью каталитических процессов. Нет катализатора — нет полимера. Наша первоочередная задача — разработать эти катализаторы, реализовать их и обеспечить устойчивость тех продуктов, которые уже есть в периметре компании.

Безусловно, российская инженерная школа сильная, но какие-то моменты были утрачены, и сейчас наша основная задача — эту школу развивать. Кроме того, мы вынуждены некоторые компетенции наращивать через международную кооперацию. Например, мы заходим в моделирование, в инжиниринг определенных аппаратов, а эти компетенции есть только в одном университете в Китае. Мы с ними начинаем работу, делаем совместные программы, чтобы эти компетенции у себя реанимировать, воссоздать и развивать.

Кермен Бовальдинова, руководитель продуктового развития «СИБУР ПолиЛаб»:

— СИБУР проходит отраслевую трансформацию. Если раньше компания продавала отдельные продукты — полипропилен, полиэтилен — то сейчас мы готовим комплексные решения для агропромышленного холдинга, для транспорта, для медицины и других. Сейчас нам нужно понимать, как наш полиэтилен используется, скажем, в тепличной пленке для раннего созревания клубники, какие свойства за это отвечают. Нам обязательно нужно делать программы, которые бы помогали нам развивать решения в узкоспециализированных областях. Это должны быть короткие по времени программы, не дольше двух-трех месяцев.

Проекты, которые у нас хранятся, потенциально будут интересны в горизонте 3–5 лет. Мы выясняем, какие компетенции нам будут нужны для того, чтобы предложить новые решения на рынок, чтобы стать трендмейкерами.

Елена Грязина, профессор Центра энергетических технологий «Сколтеха» (входит в ВЭБ.РФ):

— В «Сколтехе» реализуется программа технологического менеджмента в энергетике. Мы на неделю собираемся в «Сколтехе», проходят лекции, обсуждения, дискуссии, круглые столы. И потом наступает промежуточный межмодульный период, когда проектная группа продолжает встречаться онлайн. Эта программа построена по стандартной для «Сколтеха» технологии — learning by doing. Все 100 человек-участников — это лидеры энергетики, сетевых компаний, горнодобывающих предприятий — разбиты по командам, по интересам, по темам.

По итогам программы экспертами и выпускниками программы создан один стартап, внедрены три технологии по цифровизации электроэнергетики и подготовлен один квалифицированный заказчик на разработку и внедрение технологий.

Стартап создал студент, который занимался применением машинного обучения для анализа нагрузки в энергосетях. Нужно было понять, как это помогает сетевой компании для диверсификации бизнеса. В рамках проектной работы он нашел себе партнера из сетевой компании, которая стала одним из учредителей стартапа. И теперь это уже новая компания, которая продвигает свои продукты — интеллектуальный счетчик.

Ольга Великая, директор Института непрерывного образования НИТУ МИСИС:

— Мой кейс про средний бизнес. Региональная компания из цветной металлургии пришла к нам в 2020 году. Поставили следующие задачи: снижение себестоимости продукции и увеличение объема производства. Также у них есть один важный компонент в производстве — смазка — которую они используют в литейно-прокатном комплексе. Нужно было заместить ее импорт. На предприятии было шесть технологов. Мы подобрали для них программу переподготовки по материаловедению и основам материалов. Программа шла полгода, она была дополнена лабораторными занятиями. Мы также включили в эту программу несколько модулей, которые позволили лучше разбираться в составе смазок, и в том, как они воздействуют на оборудование. В итоге получилось сделать все разработки, был получен экономический эффект в сумме 330 миллионов рублей в год.

Материалы по теме:
Рынок лизинга в России за полгода стремительно сократился
Промышленность, 13 июл 19:30
Как российская промышленность осваивает цифровые технологии
Российский пятисекционный скоростной трамвай представят на ИННОПРОМЕ-2025
Как растет обрабатывающая промышленность и доля отечественного ПО
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр