«Екатерина Великая» продолжает серию художественно-документальных фильмов, посвященных истории России. Ему предшествовали «Петр I. Последний царь и первый император» и «Императрицы», снятые Андреем Кравчуком. И в том и в другом случае Морад Абдель-Фаттах выступал в качестве оператора. «Екатерину Великую» продюсеры доверили ему снимать уже в качестве режиссера, оставив Андрея Кравчука художественным руководителем проекта в нетривиальном для российского кино жанре, сочетающем игровое воссоздание исторической реальности с анимацией и комментариями. Актеры разыгрывают наиболее яркие моменты из истории России, анимация помогает иллюстрировать логические связки между эпизодами (в эти моменты звучит закадровый текст в исполнении Александра Клюквина), а комментаторы (среди них — сенатор Андрей Клишас, писатели и сценаристы Александр Цыпкин и Сергей Минаев) поясняют смысл происходящего, но это не развернутые высказывания, а, скорее, отдельные реплики. Этот формат позволяет в сжатой форме рассказать о продолжительном и насыщенном событиями историческом периоде. При этом игровые эпизоды тяготеют к документальным съемкам. Авторы ставят перед собой задачу реконструировать историческую реальность и при этом сохранить привлекательную визуальную эстетику кадра.
Фильм решает просветительскую задачу. Его авторы пытаются расширить объем школьных знаний зрителей как о самой Екатерине II, так и о ключевых эпизодах ее царствования. Впрочем, она и без того одна из самых популярных исторических персонажей. Ей посвящаются романы, фильмы, сериалы, в которых подробнейшим образом раскрываются все аспекты ее личности. На телеканале «Россия-1» вышло 4 сезона сериала «Екатерина» (2014–2023). Главную роль в нем сыграла Марина Александрова. Свою версию ее биографии в формате сериала «Первый канал» назвал «Великая» (2015) с Елизаветой Боярской и Юлией Снигирь в главных ролях. Сервис Hulu выпустил в 2020 г. сериал The Great c Эль Фэннинг в главной роли.
«Екатерина Великая» создана в жанре парадного портрета. Императрица безупречна во всем, что делает: вступает в войны и расширяет государственные границы, назначает на ключевые государственные посты своих фаворитов, переформатирует Российское государство. Один из самых драматичных эпизодов ее царствования — восстание Емельяна Пугачева — упомянут без какого бы то ни было анализа. Речь идет только о последствиях: пугачевский бунт становится для Екатерины II оправданием для того, чтобы сделать государственную структуру более жесткой. Еще один пример интерпретации авторов фильма — прием, использованный Григорием Потемкиным во время визита Екатерины II в Северное Причерноморье, послуживший основой для фразеологизма «потемкинские деревни». Он трактуется в позитивном ключе как одно из проявлений свойственного фавориту императрицы визионерства.
Актерская игра и операторская работа в игровых эпизодах заключают в себе эстетику, отличную от общепринятой: это словно бы ожившие картины старинных художников. Отсюда преувеличенная эмоциональность и выразительность актерской игры. У каждого эпизода есть своя внутренняя драматургия: зритель может воспринимать его как законченное произведение. Андрей Кравчук и вся съемочная группа «Екатерины Великой» — первопроходцы художественно-документального жанра в российском кино и присущей ему эстетики. Возможно, что в этом фильме зритель знакомится с образцом учебника истории будущего или по меньшей мере с одним из важнейших вспомогательных к нему материалов.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag