Интервью

Сериалы идут в разведку

Что покажут стриминговые платформы в честь 80-летия Победы

Сериалы идут в разведку
Кадр: сериал «Значит, нам туда дорога»/Телеканал «Россия 1»
В военно-исторических драмах образца 2025 г. на первый план выходят разведывательные службы, а их действие чаще всего происходит на оккупированной территории. Кинематографисты предлагают зрителям в первую очередь интеллектуальный поединок, а уже во вторую — боевую схватку. Действие новых отечественных военных сериалов, как правило, приближено к концу войны, когда в победе уже никто не сомневался.

В сериале «Спасение капитана Максимова» военный журналист с оперативным псевдонимом «капитан Максимов» в 1944 г. отправляется в составе разведгруппы во вражеский тыл, чтобы найти там отца — одного из разработчиков стратегической операции «Багратион». А главный герой сериала «Таганрог» — советский офицер госбезопасности, который организует в оккупированном Таганроге подпольную и разведывательную деятельность. Ему удается устраивать диверсии, распространять листовки, спасать военнопленных и даже готовить вооруженное восстание.

Кадр из сериала «Таганрог»
Кадр: сериал «Таганрог»/ИРИ

Некоторые создатели военных сериалов по-прежнему ориентируется на советское кино в качестве образца воссоздания военной реальности. Таков, например, Дмитрий Петрунь — режиссер сериала «Значит, нам туда дорога», рассказывающего о пятерых друзьях, служащих в одном пехотном полку. В основе сериала — текст песни «Дорога на Берлин», написанный Евгением Долматовским. Его главные герои последовательно участвуют в освобождении российских, белорусских, польских и немецких городов. По словам режиссера, референсами к сценарию сериала «Значит, нам туда дорога» стали фильмы: «В бой идут одни „старики“», «Женя, Женечка и „Катюша“» и «На войне как на войне». Вслед за советскими кинематографистами создатели сериала «Значит, нам туда дорога» сделали акцент на том, как складываются взаимоотношения людей в экстремальной ситуации. Для сценариста Сергея Волкова и режиссера Дмитрия Петруня война стала стихией, позволившей «ярче, контрастнее раскрывать характеры героев».

Кадр из сериала «Значит, нам туда дорога»
Кадр: сериал «Значит, нам туда дорога»/Телеканал «Россия 1»

Другой путь, по которому идут создатели военно-исторических сериалов — использование современного визуального языка, понятного молодой аудитории. «Недавно прошел повторный показ первого сезона и снова продемонстрировал хорошие показатели среди мужчин 18 плюс. У нас была задача показать историю такой, как она была на самом деле, так чтобы это было интересно молодым зрителям», — заявил «Эксперту» продюсер сериала «Операция Карпаты»" Тим Шевцов,

Схожей точки зрения придерживается и режиссер сериала «Спасение капитана Максимова» Олег Фесенко. Он отказался от попыток воспроизвести военные фильмы советского времени. Для него «Спасение капитана Максимова» — это современный сериал об операции «Багратион» с точки зрения разведки.

Кадр из сериала «Спасение капитана Максимова»
Кадр: сериал «Спасение капитана Максимова»/Москино

Режиссер второго сезона сериала «Операция „Карпаты“» Михаил Агранович пояснил, что советская визуальная эстетика была сформирована по большей части фильмами. Сериалы в любом случае требуют другого подхода, в какой бы исторический период они ни были сняты: «Мне было очень интересно, потому что я никогда в этом жанре не работал. Кроме того, тема сериала для меня очень волнующая, и я был очень рад, что принял участие в этом проекте. За этот сериал мне стыдно не будет».

Кадр из сериала «Операция „Карпаты“»
Кадр: сериал «Операция „Карпаты“»/Wink Originals

Заместитель генерального директора телеканала РЕН Анатолий Тупицын так же убежден в том, что современные военно-исторические драмы должны быть обращены к новому поколению зрителей: «Уверен — и мои коллеги по каналу могут это подтвердить, — тема Великой Отечественной войны, тема подвига советского человека по-прежнему находит свой отклик в душах наших зрителей. И это очень важно для нас, при том что наши фильмы отличаются от классических фильмов о войне, которые были сняты Михаилом Калатозовым, Юрием Озеровым, Татьяной Лиозновой. Наши фильмы обращаются к современной зрительской аудитории на понятном ей визуальном языке. И мы рады, что их смотрят».

Свою репутацию лидера в производстве военно-художественных драм телеканал РЕН подтвердил сразу несколькими проектами. Помимо второго сезона сериала «Операция „Карпаты“», рассказывающего о противостоянии двух разведок — советской и британской — на территории Западной Украины в 1949 г., телеканал представил новый сезон еще одной популярной военно-исторической франшизы — «СМЕРШ 3». Ее действие происходит в 1944 г., сюжет рассказывает о противостоянии разведслужб СССР и фашистской Германии. Еще один проект РЕН ТВ — «По следу зверя». И снова главные герои — советские разведчики, преследующие диверсионную группу, устраивающую масштабные операции в тылу Красной Армии в преддверии Курской битвы.

Кроме того, в майские дни можно будет посмотреть военно-историческую драму «Рослый» с Кириллом Зайцевым в главной роли (Wink), проект Первого канала — сериал «В парке Чаир» с Антоном Хабаровым и «Солдатскую мать» с Анной Каменковой (KION).

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 10 мая 10:00
Евгений Марчелли поставил гоголевскую «Женитьбу»
Культура, 3 мая 11:00
Премия «Белый квадрат» объявила победителей
Культура, 26 апр 12:00
Программный директор ММКФ Иван Кудрявцев о прошедшем фестивале
Культура, 19 апр 15:20
В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау
Свежие материалы
Техас продается не всем
В мире,
Губернатор «штата Одинокой звезды» не отдаст землю враждебным иностранцам
Рейтинг публикационной активности университетов
Аналитический центр «Эксперт» представляет результаты своего исследования
С отрывом от традиционного производства
Кто быстрее всех растет в российской экономике