Интервью

Синий трактор пашет нам

За 7 лет объем выпуска российской анимации увеличился втрое

Синий трактор пашет нам
Фото: Антон Новодережкин/ТАСС
8 апреля отечественные аниматоры в третий раз отметили свой профессиональный праздник. День российской анимации учрежден в соответствии с указом президента Владимира Путина в августе 2022 г. в ознаменование 110-летия отрасли, в которой теперь производят больше 170 часов продукции за год. Уход зарубежных конкурентов подстегивает аниматоров. Они готовы брать новые высоты и ждут финансирования.

В России объем производства анимации вырос в 3 раза за последние 7 лет. Об этом заявила исполнительный директор Ассоциации анимационного кино Ирина Мастусова на пресс-конференции в ТАСС. По ее словам, участники Ассоциации, а это 90 компаний, производят 95% анимационного контента, выпускаемого в России — это около 170 часов в год. Последние 3 года отрасль работает в условиях ухода с российского рынка голливудских компаний мейджоров. В результате во всех жанровых категориях в России преобладают отечественные сериалы и полнометражные мультфильмы.

Отечественные анимационные персонажи тоже лидируют в топе зрительских предпочтений. Из последних достижений российской анимации по кассовым сборам: «Три богатыря и Пуп земли» (2023), собравший больше 1,1 млрд руб., «Домовенок Кузя» (релиз 2024 г.), собравший больше 1 млрд руб., «Лунтик. Возвращение домой» (2024) — больше 0,5 млрд руб., «Финник» (2022) — почти 0,5 млрд руб.

Среди самых успешных проектов отечественной анимации как в телевизионном эфире, так и на платформах, не только «Маша и Медведь» студии «Анимаккорд» (у серии «Маша + каша» 4,6 млрд просмотров на YouTube), но и «Синий трактор» студии Big Papa. У ролика с песней из мультфильма «По полям синий трактор едет к нам» больше 1 млрд просмотров.

Председатель правления Ассоциации анимационного кино, председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор Киностудии им. Горького Юлиана Слащева считает, что, несмотря на успехи, отрасль находится в состоянии постоянной борьбы: «Нам все время нужны новые высоты. В том числе нам нужно привлечение финансирования в нашу отрасль, чтобы она росла и развивалась. С развитием альтернативных каналов передачи информации спрос на анимацию стремительно растет. Очень большую роль сыграли уход иностранных игроков, освободивших нам площадку для отечественного контента, и замедление YouTube, благодаря чему наши российские онлайн-платформы стали больше покупать анимации».

Руководитель ассоциации отметила, что анимация — очень дорогой вид контента с длительным циклом производства. Создание полнометражного фильма может занимать до 3 лет, и большая часть этого времени уходит на разработку тех самых героев, которых так ждут зрители. В то же время необходимо создавать фильмы и для ежедневного проката: сериалы и короткометражную анимацию. Необходимы проекты для новых платформ, авторское и фестивальное кино. Юлиана Слащева обратила внимание на то, что сейчас в России практически отсутствует анимация для подростков. Для сравнения она привела в пример китайский технопарк «Город анимации», который производит в год до 500 часов анимации.

Председатель совета директоров группы компаний «Рики», президент Ассоциации анимационного кино Илья Попов считает, что «Анимационные студии — это больше, чем студии, и мультперсонажи, которые рождаются в сериалах и фильмах, выходят далеко за пределы теле- и киноэкранов, смартфонов и планшетов. Это персонажи, которые поселяются в сердцах детей и родителей. Они появляются в виде игрушек, в компьютерных играх и книжках, формируя очень большую часть экономики нашей страны». По словам Ильи Попова, это происходит во всем мире. На вопрос «Эксперта», возможен ли в России выпуск анимационного фильма, который, подобно китайскому «Нэчжа», будет на равных конкурировать с игровыми фильмами по кассовым сборам, в том числе на международном уровне, он ответил следующее: «Успех „Нэчжа“ — уникальный пример того, как быстро развилось и китайское анимационное производство, и кинопрокат. Китай опередил США по количеству кинозалов. И это вторая часть, хотя и первая собрала немало. У нас таким же ярким примером является фильм „Чебурашка“, где анимационный персонаж играет наравне с актерами. Я думаю, что и дальше границы между анимацией и игровым кино будут стираться. Все прекрасно помнят, как появился „Аватар“. Если говорить про наши классические анимационные фильмы, то, бесспорно, в рамках российского локального рынка достичь таких показателей по бокс-офису малореально. Поэтому нам надо создавать фильмы, которые будут выходить в широкий прокат не только в России и в Китае, но и по всему миру. Я верю, что у отечественных анимационных компаний такой потенциал есть, и они смогут произвести хиты, которые побьют текущие рекорды».

Для того чтобы получить дополнительный импульс к развитию, сообщество производителей анимационного кино обратилось к главе государства Владимиру Путину 25 марта 2025 года на заседании Совета по культуре и искусству с просьбой о поддержке отрасли субсидиями.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, 19 апр 15:20
В театре Вахтангова состоялась премьера спектакля о Льве Ландау
Культура, 14 апр 19:04
Ушел из жизни последний из плеяды выдающихся латино-американских писателей
Культура, 13 апр 14:27
В Малом театре показали «Две Анны»
Культура, 12 апр 15:14
Фильм «Всё, что тебя касается» и сериал «ВИА „Васильки“» вышли одновременно
Свежие материалы
Промышленность надо завести ключом
Мнения,
Как отреагирует ЦБ на статистику сокращения промпроизводства
ГЧП свяжет экспертизу и инвестиции
Промышленность,
На Всероссийском форуме-выставке «Госзаказ» обсудили финансирование инфраструктурных проектов
Море притягивает удобрения
Промышленность,
На Балтике наметился дефицит портовых мощностей