София Губайдулина входила в плеяду советских композиторов, чей наиболее яркий период творчества пришелся на 1960–1970-е гг. и чьи имена стали известны широкой публике благодаря кино. Это и Эдуард Артемьев, и Андрей Петров, и Алексей Рыбников, и Владимир Мартынов. Для большинства из них написание музыки для кино было компромиссом, одной из редких возможностей быть услышанным. Кроме того, музыка в кино в большей степени допускала эксперимент, нежели музыка академическая.
Благодаря этим обстоятельствам и стала возможной работа Софии Губайдулиной над мультфильмом Романа Давыдова. Пять серий «Маугли» длятся около 100 минут, и на протяжении почти всего этого времени звучит музыка Софии Губайдулиной. Она сопровождает не только каждое действие персонажей, но и каждую реплику. Вся звуковая дорожка мультфильма, включая природные шумы, являет собой единое произведение. София Губайдулина сочинила его с помощью синтезатора «АНС», созданного в Московской экспериментальной студии электронной музыки. На этом же синтезаторе писал музыку Эдуард Артемьев для «Сталкера» и «Соляриса» Андрея Тарковского.
Фильм «Маугли» посмотрело несколько поколений советских детей. Все они впитали музыку, написанную Софией Губайдулиной. Ее музыка для «Маугли» бесконечно далека от советских стандартов. В ней заключена сложная, многообразная звуковая и эмоциональная палитра. Фильм настолько полюбился советским зрителям, что его показывали по телевидению даже после того, как музыка Софии Губайдулиной попала под запрет. Это произошло в 1979 г., после речи Тихона Хренникова на съезде Союза композиторов, в которой он подверг резкой критике коллег, увлекавшихся в своем творчестве «шумами и выкриками».
В начале 1980-х Ролан Быков добился того, чтобы София Губайдулина стала автором музыки к его фильму «Чучело», обращенному к тем самым подросткам, которые в детстве смотрели «Маугли». Шокирующий эффект, который произвел на советских зрителей фильм, в немалой степени был обусловлен и музыкой. Композитор стала еще одним рассказчиком полной драматизма истории о детской жестокости.
Она писала идеальную музыку для кино — неотделимую от происходящего в кадре. Но в итоге выбрала путь академической музыки. С уходом Софии Губайдулиной завершилась одна из глав в ее истории — та, что была посвящена советскому авангарду. В нее имя Губайдулиной вписано вместе с именами двух других титанов этого направления — Альфреда Шнитке и Эдисона Денисова.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag