Интервью

В кино не хватает кадров

На ПМЭФ обсудили систему подготовки специалистов в киноиндустрии

В кино не хватает кадров
Фото: ВЭБ.РФ
Контентный голод наблюдается во всем мире. В России он усугубляется еще и уходом с рынка крупнейших мировых производителей контента. Необходимость резко увеличить производство, в свою очередь, создает ситуацию дефицита кадров — как творческих, так и технических. Варианты решения этой проблемы 18 июня обсудили на сессии «Экосистема талантов: новая кадровая архитектура для киноиндустрии будущего» Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ).

На сегодня, по данным Агентства стратегических инициатив, в российской киноиндустрии занято 45 тыс. специалистов и 5 тыс. — в анимации. Среди тех, кто начал их учить в последние несколько лет, — Институт кино НИУ ВШЭ. Его возглавляет соучредитель кинокомпании COSMOS Studio Александр Акопов. Главным отличием программы возглавляемого им учебного заведения он назвал практическую ориентированность и индивидуальный подход к студентам: «Большую часть того, что мы делаем со студентами, — практические занятия. Эти занятия мы стараемся сделать максимально индивидуальными. Например, занятия по драматургии, — а это основа сценарного мастерства, режиссуры и продюсерского ремесла, — у нас проходят в группах по 6 человек».

Своей главной проблемой Александр Акопов назвал то, что обучение в Институте кино ВШЭ — платное. Оно стоит 1 млн руб. в год. «По-другому мы не можем, — посетовал он. — Точно такой же курс в Калифорнийском университете стоит $100 тыс. в год. А разницы при этом нет — у нас похожие программы. При этом нам приходится конкурировать с бесплатным вузами. И это даже конкуренцией не назовешь, потому что одно дело, когда тебе что-то дают бесплатно, и совсем другое, когда тебе предлагают выложить миллион рублей».

В финале своего выступления Александр Акопов сделал акцент на том, что, выбирая творческий вуз, человек должен понимать: с этого момента у него «не будет постоянной работы и не будет постоянной зарплаты». При этом зарплаты в киноиндустрии — одни из самых высоких на отечественном рынке труда. По его мнению, длительность образования режиссеров кино должна составлять не меньше 7 лет.

Декан факультета «Высшая школа креативных индустрий» РЭУ им. Г.В. Плеханова Денис Котов обратил внимание на то, какую роль играют специалисты по маркетингу и рекламе и что она не менее важна, чем все остальные: «Контента много. Он стал намного качественнее. Но на его продвижение, на то, чтобы сделать его заметнее для зрителя, сил иногда не хватает или они иногда не очень квалифицированно тратятся. Пример: на прошлой неделе в прокат вышло 5 отечественных фильмов, и только 1 из них преодолел [по кассовым сборам] планку в 100 млн руб. В этой пятерке о такой сумме, как миллиард, речи нет. Возникает вопрос: как они продвигались?» По словам Дениса Котова, если раньше маркетологу давали продукт и предлагали его рекламировать, то теперь маркетологи и рекламисты включаются в проект на стадии девелопмента, и потребность в профильных специалистах в этой области знаний тоже очень велика.

Председатель совета директоров киностудии «Союзмультфильм», генеральный директор киностудии имени М. Горького Юлиана Слащева посетовала, что проблема отечественной анимации заключается не только в том, что ей, как и всем, не хватает квалифицированных кадров, но и в том, что тем, кого всё-таки удалось принять на работу, приходится работать на «остатках» иностранного программного обеспечения: «Анимация — это симбиоз креатива и технологий. Если у вас есть и то и другое, вы — на вершине и вас ждет успех». Производственная стратегия «Союзмультфильма» предполагает подготовку кадров с самого детства. Она начинается с бумажной и пластилиновой анимации. Дети таким образом осваивают базовые принципы, а затем начинают работать с анимационным программным обеспечением. После того как они поступают в высшие учебные заведения и оканчивают их, «Союзмультфильм» предлагает им пройти еще и собственные 2-летние режиссерские курсы. Заключительный образовательный этап, действующий на «Союзмультфильме», — обучение педагогов«.

Ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения (СПбГИКиТ) Екатерина Сазонова пообещала в скором времени выход учебника по теории и практике кинопроизводства: «В августе должен быть первый драфт этого учебника, а к концу года мы надеемся увидеть его первый финальный экземпляр». Одним из самых успешных направлений в СПбГИКиТ Екатерина Сазонова назвала дополнительное освоение студентами во время каникул профессий второго звена: ассистента продюсера, звукорежиссеров, гафферов.

Кроме того, они учат профессиям второго звена жителей регионов. Это делается ради того, чтобы продюсеры, выезжая на съемки, не везли всю съемочную команду с собой, а могли найти необходимых им профессионалов на месте. Екатерина Сазонова сказала, что у них есть база данных по всем, кто прошел эти курсы, и призвала кинематографистов ею пользоваться.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Культура, Вчера 22:10
Ушел из жизни режиссер Юрий Кара
Культура, 14 июл 21:03
Классик отечественного кинематографа скончался на 93-м году жизни
Культура, 13 июл 15:00
Как стриминговые сервисы стали главным производителем видеоконтента
Культура, 13 июл 09:34
Экс-математик Роман Михайлов снял семисерийный сериал по собственной книге
Свежие материалы
Умер создатель фильма «Завтра была война»
Культура,
Ушел из жизни режиссер Юрий Кара
Трамп обозначил страны второго сорта
Экономика,
США заработали на торговой войне $47 млрд
В Китае освоили древнюю космическую технологию
В мире,
Насколько нова «прорывная» идея китайской космонавтики