Интервью

В кинотеатрах дают «Рецепт счастья»

В российский прокат вышел фильм открытия Каннского фестиваля

В кинотеатрах дают «Рецепт счастья»
Кадр из фильма «Рецепт счастья»/Pathé
21 августа в кинотеатрах начался прокат фильма открытия 78-го Каннского кинофестиваля «Рецепт счастья» режиссера Амели Боннен. Это первый в истории Каннского фестиваля дебют, который стал фильмом церемонии открытия. Главную роль в нем сыграла Жюльетт Армане — певица, участвовавшая в музыкальной программе открытия летней Олимпиады 2024 г. в Париже.

Выбрав фильм Амели Боннен «Рецепт счастья» в качестве фильма-открытия Каннского фестиваля, его дирекция поступила парадоксальным образом. Для показа, к которому максимально приковано внимание медиа, гостей и участников фестиваля, она выбрала не просто дебютную картину, а кино, которое принципиально отказывается манипулировать зрительскими ожиданиями. В этом фильме нет ни узнаваемых актеров, ни эффектной завязки и развязки. История шеф-повара Сесиль, которая накануне открытия собственного ресторана возвращается в родную сельскую местность, рассказана нарочито безыскусно. Да, в фильме звучат популярные песни, а главную роль играет профессиональная певица Жюльетт Армане — на открытии летней Олимпиады 2024 г. в Париже она спела Imagine Джона Леннона. Но даже она исполняет свои вокальные номера так, как это делают обыватели: скорее, напевая их.

Некоторые песни едва ли кто-то слышал из живущих за пределами Франции. Они обращаются исключительно к местной аудитории: для фильма, рассчитывающего на международный прокат, это рискованный шаг. Радиоведущая Мари Армас, представляя фильм в киноцентре «Октябрь», объяснила, как эта концепция работает на раскрытие образа героев: «В этом фильме вы не услышите песен Сержа Гинзбура, который ассоциируется с Францией. Это богема, а в фильме мы видим тему противостояния города и деревни. Когда героиня идет по рынку, поет нечто очень локальное: эта песня называется „Луар и Шер“ — название французского департамента, где живет 300 тысяч человек. В ней поется следующее: „Моя родня живет в Луар и Шер. Там люди не особо стараются следовать манерам. Что они делают? Они рыхлят землю, и мне с ними не о чем поговорить. Но это моя родня, и я ее люблю“. Эта песня выразила всё, что героиня хотела сказать о месте, куда она возвращается».

«Рецепт счастья» посвящен кулинарии, но Амели Боннен избегает расхожих образов приготовления еды. Мало того что она помещает свою героиню в придорожное кафе (им владеют и управляют ее родители), так она еще и лишает ее сцены, в которой Сесиль могла бы продемонстрировать свое искусство. Иногда та демонстрирует склонность к ресторанному формату оформления блюд, но не более того. Почти все сцены с едой происходят в экстремальных с точки зрения санитарных норм местах, не говоря уже о какой-либо эстетике их интерьера. Амели Боннен словно бы разоблачает миф о красивой французской еде, о красивой французской жизни и о красивых французских песнях.

Кинематографическая энергия «Рецепта счастья» направлена еще и на разрушение романтического мифа об отношениях между мужчиной и женщиной. Вместо стереотипного любовного романа между одноклассниками, который вспыхивает между ними спустя годы разлуки, мы видим на экране серию нелепых столкновений беременной женщины, разочаровавшейся в отце будущего ребенка, и сельского автомеханика, успевшего к моменту встречи со своей бывшей возлюбленной обзавестись женой и ребенком.

Тексты песен не поются слово в слово, они адаптированы к той ситуации, в которой находятся герои фильма. Этими песнями они рассказывают о себе и делают это так, чтобы тексты звучали как продолжение их разговорной речи. В фильме звучит закадровая музыка, но она может и прерваться, если вдруг вокальный номер окажется неуместным — в одной из сцен Амели Боннен прибегает к такому приему. В отличие от классических киномюзиклов, музыка не заставляет героев «Рецепта счастья» петь или танцевать. Она словно подкрадывается к ним и звучит, только если те вдруг и в самом деле захотят спеть.

В этом нарушении норм коммерческого кино, возможно, и кроется причина, по которой дирекция Каннского фестиваля выбрала «Рецепт счастья» в качестве фильма-открытия. Они показали французский фильм, который не пытается навязать себя международному зрителю. Судя по всему, он не пытается быть навязчивым и по отношению к локальной аудитории. Он не старается кого-либо удивить, и это как раз и есть самое удивительное в фильме «Рецепт счастья»: неужели бывает и такое кино?

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Культура, Вчера 09:50
В прокат вышел корейский фильм по американскому роману
Культура, 5 дек 17:50
Дмитрий Корчак покорил Рим и выступит в Москве в «Лоэнгрине»
Культура, 3 дек 17:00
Театр Олега Табакова представил психологический триллер — спектакль «Выбор»
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр