Для глобальной киноиндустрии победа «Аноры» — прежде всего победа независимого фильма. Отчасти «Анора» повторила путь, который прошел в 2019 г. корейский фильм «Паразиты». Он тоже сначала получил «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском фестивале, а потом победил на «Оскаре» в 4-х номинациях, включая основную — «Лучший фильм».
Дистрибьютором «Паразитов» была компания Neon. Она же занималась продвижением фильмов «Титан», «Треугольник печали», «Анатомия падения» и «Анора». Все они получили «Золотую пальмовую ветвь» Каннского фестиваля.
Журнал Vanity Fair сравнивает количество персональных побед за одну ночь Шона Бейкера — четыре «Оскара», которые он получил как режиссёр, сценарист, продюсер и монтажёр, — с рекордом Уолта Диснея 1954 г. Но то были четыре фильма, и ни в одном из них, пишет Vanity Fair, «не фигурировала отважная проститутка, влюбленная в богатого русского юношу». Для Шона Бейкера, до сих пор снимавшего малобюджетные и малозаметные фильмы, это невероятный прорыв.

«Анора» в мировом прокате собрала $38,1 млн, при этом 15,5 из них приходится на США и Канаду, и почти $3 млн — на прокат в России. Для фильма с бюджетом в $6 млн и это очень большой успех.
Критик и драматург Влад Васюхин так прокомментировал «Эксперту» успех «Аноры»: «Объясняя успех фильма Шона Бейкера, я бы ограничился одним словом: повезло! Мне сложно понять мотивацию голосовавших, однако не исключено, что многие поставили галочку напротив „Аноры“ с мыслью: „Ну ей-то точно ничего не светит...“ И я вполне понимаю тех, кому фильм активно не понравился и их удручает „неправильный“ выбор киноакадемиков. В свое время меня, к примеру, страшно разочаровал „Ла-Ла-Ленд“, и я точно так же вопил, что он недостоин „Оскара“. Однако мне и в голову бы не пришло призывать в соцсетях его бойкотировать, как это делают с „Анорой“ иные борцы за мораль, чистоту и нравственность. Их не устроило, что главная героиня — работница секс-индустрии, а не ткацкой фабрики. Картина возмутила и либералов, и патриотов: кто-то счел этот фильм русофильским и пророссийским, а кто-то русофобским.
Мне „Анора“ показалась забавным, хотя местами затянутым, водевилем. И никакой гордости или стыда за нас, россиян, я не испытывал. Достоин ли фильм „Оскара“? Почему бы и нет».
Критик Наталья Ртищева тоже обратила внимание «Эксперта» на недоумение российской аудитории по поводу победы «Аноры» на «Оскаре»: «Негатив у нас в отношении „Аноры“ понятен. Фильм ничего не открыл русскому человеку. Про себя мы и так всё знаем. Для хорошо образованной публики он простоват, не имеет ни одного художественного открытия — бойко рассказанная история. Но для иностранца „Анора“ — настоящее открытие, встреча с русской природой. И если для мира эта дикая неуправляемая реальность опасна, как показала жизнь, то в кино, на территории сказки, — в порхающем, весёлом, ничем не загруженном варианте, в ошеломляющем бесстыдстве русских не видеть преград и перешагивать через правила, в нежелании пугать или говорить миру умное и страшно выстраданное — она оказалась фильмом номер один. И это единодушие стало иметь важное примиряющее значение. Американский фильм с русской историей и русскими актёрами незаметно меняет иностранный взгляд на Россию, которая полна не только пушек, но и обаятельных балбесов, легко влюбляющих в себя острожное и недоверчивое человечество».

Первоначально фаворитом оскаровской гонки считался фильм Жака Одиара «Эмилия Перес». Он получил 13 оскаровских номинаций. Но после скандала с давними твитами исполнительницы одной из главных ролей — Карлы Софии Гаскон, шансы мюзикла о наркоторговце-трансгендере резко снизились. Хотя пару «Оскаров» — в номинациях «Лучшая песня» и «Лучшая женская роль второго плана» — создателям «Эмилии Перес» все-таки удалось унести с собой. Победа Майки Мэдисон тоже вызывала сомнения. У 62-летней голливудской легенды Деми Мур, сыгравшей главную роль в нашумевшем фильме «Субстанция», были все шансы на победу. Но 25-летней Мэдисон все-таки удалось ее обойти.

Благодаря «Аноре» Юра Борисов первым из российских исполнителей получил номинацию на премию «Оскар». И это выдающееся достижение для 32-летнего актера. За этот фильм он получил номинации в категории «Лучший актер второго плана» на ряд других престижных кинематографических премий: Golden Globes, Spirit Awards, Critics Choice Awards, Screen Actors Guild Award, BAFTA. Не получив в итоге ни одной из них (у него оказался слишком сильный конкурент — Киран Калкин), именно он, а не исполнитель главной мужской роли в «Аноре» Марк Эйдельштейн оказался в центре всеобщего внимания. На присуждении «Оскара» Роберт Дауни-младший, объявлявший победителя в номинации «Лучшая мужская роль второго плана», выдал ему персональную похвалу: «Потрясающая игра! Добро пожаловать в высшую лигу!»
Но и для Марка Эйдельштейна успех «Аноры» открыл колоссальные возможности запуска международной карьеры. В России благодаря успеху фильма «Сто лет тому вперед» он уже стал самым популярным актером в категории 20+. В Голливуде у него появились шансы на то, чтобы сыграть главную роль во втором сезоне сериала Дональда Гловера «Мистер и миссис Смит». И, может быть, его партнершей станет Билли Айлиш.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag