Первое, что увидит путешественник, — это, без сомнения, самый красивый и архитектурно изящный в российских областных центрах железнодорожный вокзал. Невероятный красоты памятник архитектуры конструктивизма в современной обработке.
Из Москвы сюда приходит регулярная «Ласточка», вся поездка занимает около четырех часов. Я видела этот вокзал до реконструкции и если сравнить с тем, что являет собой вокзал сейчас — это как небо и земля.
Вокзал в Иванове был построен в 1933 г. по проекту архитектора Владимира Каверинского. В 2018 г. прошла реконструкция, вокзал изменился до неузнаваемости. В нем два зала, исторический — красный и основной — голубой, с колоннами и необыкновенными окнами: квадратными, прямоугольными и круглыми, которые особенно хороши.
В голубом зале, где расположены кассы и основной зал ожидания, есть исторические экспонаты, они интегрированы в пространство, нисколько не мешают функциям вокзала. В красном зале еще и исторические панно и пол под стеклом, это всё тоже нужно рассмотреть.
Если вы приезжаете ночным поездом, то найдите время оказаться днём на вокзале, он как отдельный музей. Очень рекомендую.
Вообще, если вы интересуетесь архитектурой и именно конструктивизмом, то в Иванове есть целый туристический маршрут по таким домам, — поищите на местных сайтах. Но в любом случае обратите внимание на здание Ивановского сельскохозяйственного банка на улице Красной Армии — его архитектор, основатель конструктивизма 30-х Виктор Веснин, он же автор советского ДнепроГЭСа.
Здание Ивсельбанка сочетает в своем архитектурном облике разные геометрические фигуры, это производит сильное впечатление. Не зря архитектор Веснин так гордился этим своим проектом, считая его одним из лучших. Сам он, кстати, родом из Юрьевца — это красивый древний город на берегу Волги в Ивановской области.
Есть в городе и три очень классных музея.
Первый — Ивановский художественный музей. Небольшой, но сложен со вкусом, с отличной коллекцией, особенно примечателен там авангард, начало ХХ века, опять же 20-е — 30-е годы. Знаменитая работа Александра Дейнеки 30-х годов «Собрание работниц „Трехгорки“» находится именно в коллекции ивановского музея.
Второй — Музей ивановского ситца. Не посетив его, из Иванова, конечно, уезжать нельзя. Музей большой, там собрана история тканей и ткацкого дела разных эпох, станки, удивительные и редкие образцы тканей, интересные документы и архив про ивановские ткацкие фабрики. В Музее ситца есть несколько залов, посвященных знаменитому советскому модельеру Вячеславу Зайцеву, залы эти появились в музее еще при его жизни. Вообще, странно было бы представить Музей ситца без Зайцева, который в Иванове родился и отсюда уехал в Москву, став самым главным советским кутюрье. Красным Диором называла его западная пресса в советские времена. В Музее ивановского ситца выставлены модели разных лет, созданные Зайцевым, в том числе его знаменитые свадебные платья.
Сам Музей ивановского ситца находится в особняке в стиле модерн, построенном в начале ХХ века. Этот большой дом когда-то принадлежал семье фабриканта Бурылина. Дмитрий Бурылин — человек уникальный, не только для Иваново-Вознесенска, где он жил и где были его фабрики, но и вообще для своей эпохи: купец первой гильдии, владелец ткацких мануфактур, общественный деятель, меценат, коллекционер, просветитель. Он при жизни создал большой музей, который сейчас носит его имя — Музей промышленности и искусства имени Дмитрия Геннадьевича Бурылина. Музей был открыт в 1914 г. и отметил в этом году свое 110-летие. В коллекции музея разные разделы — искусство, предметы быта, редкие книги, архивные материалы, личное письмо ко Льву Толстому — приглашение на свадьбу сына.
Музей немного хаотичный, но интересный. Там есть весьма редкие экспонаты — ювелирные украшения, одежда, курительные трубки, игральные карты, мебель, посуда, археологическая и этнографическая коллекция, которую собирал сам купец.
Между домом Дмитрия Бурылина (где сейчас Музей ивановского ситца) и созданным им Музеем промышленности и искусства проложен подземный ход, его можно увидеть, спустившись на цокольный этаж каждого из музеев. Правда, сейчас он закрыт, приходится ходить из музея в музей по обычному пешеходному переходу.
Судьба Бурылина сложилась драматически, он после революции не уехал из Советской России. Из собственного дома, его, конечно, выселили, но не расстреляли и не арестовали, хотя и обвиняли в сокрытии и расхищении музейных ценностей. Он до конца жизни жил в небольшом деревенском доме, почти в полной нищете, умер в 1924 г.
Еще один знаковый музей — уже не в самом городе. Усадьба Цветаевых находится в селе Ново-Талицы, примерно в 10 км от Иванова.
Ново-Талицы тихое место, усадьба ухожена, много цветов и деревьев. Напротив дома Цветаевых храм Николая Чудотворца, середина XVIII века, разрушенный Советской властью, восстановленный в конце века ХХ. Сейчас это действующая церковь с воскресной школой.
Дом-музей хранит массу подлинных вещей Ивана Цветаева, основателя Музея изящных искусств на Волхонке, ныне ГМИИ имени Пушкина, ученого, историка, искусствоведа, профессора Московского университета, отца Марины и Анастасии Цветаевых. К слову, Марина Цветаева в этом доме никогда не бывала, Анастасия Цветаева приезжала в Ново-Талицы один раз, в 1980 г., еще до создания здесь музея.
Семья Цветаевых была родом из Шуйского уезда (сейчас Ивановская область), отец — сельский священник Владимир Васильевич Цветаев. Мать — Екатерина Васильевна, умерла рано, отец один воспитывал четверых сыновей. Все они сначала закончили Шуйское духовное училище. Пётр Цветаев стал священником, как и отец, Иван и Дмитрий Цветаевы — историки-просветители, Фёдор Цветаев преподавал в московской женской гимназии.
Деревянный дом, построенный в середине XIX в. в целом хорошо сохранился, был укреплён и отремонтирован. С 1928 г. в доме жила семья киномеханика Смирнова. Дом перешел к нему со всем имуществом Цветаевых. Смирновы жили здесь до 1988 г., когда дом Цветаевых был у них выкуплен государством для создания музея.
Дом-музей небольшой, несколько комнат. Хозяйственная пристройка с отдельным входом восстановлена уже в нынешние времена. В этом доме Иван Цветаев провел свой медовый месяц с первой женой — Варварой Цветаевой (Иловайской), дочерью знаменитого историка, профессора Иловайского. У них было двое детей — Валерия и Андрей. Отец дал Варваре в приданое дом в центре Москвы, в Трехпрудном переулке, ставший домом Цветаевых. Варвара умерла в 32 года, через неделю после родов. Брак с профессором Цветаевым длился 10 лет.
В музее много личных вещей из знаменитого московского дома Цветаевых. Вторая жена Ивана Цветаева, Мария Мейн, мать Марины и Анастасии, не стала их хранить, отправив в отцовский дом мужа. Среди личных вещей — пенсне Цветаева, воротнички его мундиров, шикарный буфет-трансформер и трюмо-бюро, часы, кушетка, ковры, — всё было со вкусом подобрано и куплено Варварой Дмитриевной.
Отдельный бесподобный экспонат — модные узкие цветные туфли Варвары Цветаевой на высоком каблуке 33 размера. Варвара Дмитриевна была оперной певицей, брала уроки у лучших педагогов, выступала в Европе. В музее сохранились и личные вещи, очень изысканные, принадлежащие Варваре Цветаевой, есть большой оригинальный её художественный портрет.
В целом, нельзя не отметить поразительную сохранность личных вещей для небольшого музея областного значения.
«Оттуда — из села Талицы, близ города Шуя, наш цветаевский род. Священнический. Оттуда музей Александра III на Волхонке... оттуда мои поэмы по две тысячи строк и черновики к ним в двадцать тысяч, оттуда у моего сына голова, не вмещающаяся ни в один головной убор. Большеголовые все. Наша примета. Оттуда — лучше, больше, чем стихи — воля к ним и ко всему другому — от четверостишия до четырёхпудового мешка, который нужно поднять — что! — донесть. Оттуда — сердце, не аллегория, а анатомия, орган, сплошной мускул. Пешее сердце всех моих лесных предков от деда о.Владимира до прапращура Ильи. Оттуда (село Талицы, Владимирской губернии, где я никогда не была), оттуда — всё», — писала Марина Цветаева об этом доме, ныне музее, который нельзя не посетить.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag