«Мы разработали и планы развития для курортных территорий Северного Кавказа — Домбая и Архыза. Их выполнение расширит возможности для комфортного отдыха зимой и летом. И путешественники станут прилетать в аэропорт, который будет построен в Карачаево-Черкесской Республике», — говорил премьер Михаил Мишустин, выступая в середине марта с отчетным докладом в Госдуме.
Аэропорт в его выступлении прозвучал не случайно. Карачаево-Черкесская республика появилась на административной карте России только в 1992 г. и Черкесск — единственный в стране региональный центр, в котором никогда не было своего аэропорта. Он остался в Ставропольском крае, куда в советское время входила Карачаево-Черкесская автономная область.
Сейчас самый простой способ добраться до горнолыжного курорта из столицы — долететь до Минеральных Вод (3,5 часа), поторговаться в аэропорту с таксистом (30 минут), доехать на машине в Архыз (4 часа).
Когда-то должен появиться и новый автомобильный путь на курорт — система тоннелей протяженностью почти 15 км, связывающий склоны Карачаево-Черкесии со склонами Краснодарского края, точнее, с Красной Поляной. Эта дорога спроектирована, но, судя по скепсису, с каким говорят о ее строительстве местные чиновники, ждать ее появления предстоит еще минимум 10 лет, тогда как аэропорт, который строит компания «Аэропорты Регионов» при финансовой поддержке ВЭБ.РФ, может появится уже в 2029 г.

Отсутствие аэропорта — это сейчас главный фактор, сдерживающий приток лыжников в Архыз. Зато еще как минимум три сезона можно радоваться отсутствию очередей на подъемниках, практически свободным трассам и относительно простому поиску свободного места в ресторанах.
Собственно, сам курорт Архыз сегодня — это две деревни: Романтик и Лунная поляна, расположенные в непосредственной близости от подъемников. Сейчас достраиваются деревни Фестивальная и Дукка. Каждая деревня — со своей спецификой: от дискотек всю ночь напролет до тихого семейного отдыха с отбоем в 23.00. Управляет курортом группа компаний «Мантера», далеко не новичок в гостиничном бизнесе. У нее есть несколько отелей в Сочи и Красной поляне, построила она две гостиницы и в Архызе.
Управляющей компании надо отдать должное — в курортных деревнях нет никакого «шанхайстроя», все гостиницы (а частного жилья тут тоже не видно) выдержаны в едином стиле, явно подсмотренном где-то в Церматте. Дикая застройка с арендой 1,5 тыс. за койку в хостеле осталась гораздо ниже, на подъездах к курорту. Впрочем, горнолыжные трассы открыты для всех, а на подъездах к деревням оборудованы парковки для приезжих.
Немного сухих цифр. На курорте проложено суммарно 27 километров горнолыжных трасс, преимущественно синего и красного уровня сложности. Работают девять подъемников, как кабинных, так и кресельных. Предельная отметка, на которую можно подняться в кабинке, — 3030 метров. Неподготовленному туристу на такой высоте будет сложно дышать, поэтому задерживаться не стоит: слез с подъемника и тут же катись вниз.
До 2030 года планирует запустить еще шесть канатных дорог и довести протяженность трасс до 57 км. Есть куда расти. Для сравнения, протяженность трасс в модном алтайском Манжероке — 50 км, в менее модном Шерегеше — 37 км, а в откровенно переоцененной Красной Поляне — 102 км.
Есть в Архызе легенда (а может быть, и не легенда) о том, как в 2019 г. в поселок приехали французские специалисты, чтобы заняться налаживанием подъемников. Зимой началась пандемия «ковида», границы закрылись, так французы и остались в Архызе до конца 2021 г. Зато за это время ударными темпами запустили все запланированные подъемники.

Курортные гостиницы — 4–5 звезд, комфортные, но без излишеств. За последние два года открылось шесть новых отелей, в том числе пятизвездные Pino и Grand Snow. «Мантера» готовит к сдаче бутиковый апарт-отель Villa Monte и построила на его крыше обсерваторию для наблюдения за звездами — явный отсыл к расположенной по прямой в 180 км от Архыза знаменитой Баксанской обсерватории. Всего на курорте сейчас чуть больше 1600 номеров, но застройка и реновация гостиниц активно продолжается. Только в этом году должно появиться пять новых отелей. Почти половина туристов — жители КЧР и Ставропольского края. Из приезжих преобладают, понятное дело, москвичи.
Что действительно удивляет тех, кто не первый год ездит кататься на лыжах — отсутствие очередей на нижних станциях подъёмников. Для тех, кто успел постоять на сочинских склонах минут сорок в ожидании каждого подъема, Архыз — это, конечно, картинка из идеального горнолыжного мира. В этом году, как говорят работники курорта, выпало рекордно много снега, и катание, очевидно продолжится до конца апреля. Курорт сейчас в той самой стадии, когда возможности инфраструктуры (а подъемники могут принять до 9600 человек в час) превышают количество туристов даже на пике сезона. Собственно, новый аэропорт призвал эту пропорцию выровнять.
Интересно, что в Архызе летний турпоток растет даже быстрее зимнего. За год он прирос на 32%, в то время как зимний на 20%. Для отдыхающих без лыж, «пальтошников», как их называют работники подъемников, прокладывают всесезонные прогулочные тропы, внизу планируется проложить велодорожки между деревнями, а еще на курорте продолжит работу самый высотный в стране байк-парк, рассказывает гендиректор УК «Архыз» Роман Киранчук.
По данным Министерства туризма КЧР, в 2024 г. курорт посетили более 1 млн туристов — на 20% больше, чем годом ранее. А к 2030 г., как раз после открытия аэропорта, турпоток может достигнуть 2 млн человек ежегодно.
Каким будет аэропорт Архыз
Новый аэропорт получит взлетно-посадочную полосу размерами 3000×45 метров и перрон на 10 мест стоянок воздушных судов с возможностью дальнейшего увеличения до 23. Пассажирский терминал будет оснащен тремя телетрапами и четырьмя выходами на посадку. Перед терминалом будет обустроена парковка на 340 машиномест. Терминал получит двор-атриум с живыми растениями и зеленую кровлю. Пропускная способность терминала составит 1 тыс. пассажиров в час.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag