Интервью

Четвертого не дано

Будет ли заключен новый договор о ядерных арсеналах после СНВ-III

Четвертого не дано
Коллаж: Эксперт, Александр Земляниченко/ТАСС
8 апреля исполнилось 15 лет со дня подписания Договора о сокращении стратегических наступательных вооружений (ДСНВ, он же СНВ-III). Это единственный действующий российско-американский договор в сфере ограничения ядерных арсеналов. В феврале 2023 г. президент РФ Владимир Путин объявил, что Москва приостанавливает участие в ДСНВ (такое решение было принято в связи с препятствиями, которые в США чинили нашим инспекторам по разоружению), но не выходит из него. Свое действие документ прекратит 5 февраля 2026 г. Возможность очередной пролонгации документом не предусмотрена: он заключался на 10 лет с единичным продлением по договоренности сторон еще на 5 лет, и оно состоялось в 2021 г. О том, каковы сегодня позиции ядерных держав и шансы на заключение нового соглашения о контроле за ядерными арсеналами, «Эксперту» рассказали ведущие исследователи в сфере стратегической безопасности.

«США можно назвать отстающей стороной»

Татьяна Аничкина
Татьяна Аничкина, старший научный сотрудник отдела военно-политических исследований Института США и Канады РАН:

Российский и американский арсеналы стратегических ядерных вооружений сопоставимы по числу носителей (систем доставки) и боеприпасов. В последний раз Россия и США обменялись соответствующими данными в рамках ныне приостановленного ДСНВ в сентябре 2022 г. На тот момент количество развернутых межконтинентальных баллистических ракет (МБР), баллистических ракет подводных лодок (БРПЛ) и тяжелых бомбардировщиков (ТБ) составляло 540 ед. у России и 659 ед. — у США, а количество боезарядов на них — 1549 ед. и 1420 ед. соответственно.

При объявлении о «заморозке» своего участия в ДСНВ обе стороны обязались не выходить за установленные документом лимиты — 700 развернутых носителей и 1550 боезарядов на них — до окончания действия соглашения в феврале 2026 г. Однако российская сторона считает, что Вашингтон превышает установленные ДСНВ предельные уровни носителей с февраля 2018 г. путем одностороннего исключения из зачета части американских пусковых установок БРПЛ и ТБ.

Если США и можно назвать «отстающей стороной», то отнюдь не по размеру ядерного арсенала, а скорее в отношении его модернизации. Вашингтон лишь сравнительно недавно приступил к модернизации ядерной «триады», тогда как в нашей стране аналогичный процесс практически завершен.

Штаты включились в современный этап такой модернизации примерно на 15 лет позже нас, но отставание будет нивелироваться в середине 2030-х, с началом ввода в строй нового поколения американских носителей и боеприпасов. При этом, по подсчетам экспертов, до 2050 г. американцы могут инвестировать в ядерное оружие до $2 трлн.

Об отставании США можно говорить и в отношении количества и номенклатуры нестратегических ядерных вооружений: по экспертной оценке, речь о порядка 200 ед. у Штатов против 1558 ед. у РФ.

В ключевых доктринальных документах США, принятых еще администрацией Джо Байдена, как одна из основных угроз в сфере национальной безопасности рассматривается стратегический союз России и КНР. В Вашингтоне допускают возможность координации боевых действий между Москвой и Пекином — в том числе в ядерном измерении — в случае вооруженного конфликта или конфликтов с участием США. Усугубляют подобный сценарий усилия Китая, направленные, по убеждению американских аналитиков, на резкое наращивание ядерного потенциала. Ожидается, что к 2030 г. число ядерных боезарядов в арсенале КНР превысит 1000 ед.

Такая трактовка угроз привела к тому, что Пентагон ставит перед собой задачу в ближайшем будущем осуществлять стратегическое сдерживание одновременно в отношении двух «примерно равных по силе» ядерных соперников. Это обстоятельство многие американские политики и эксперты используют для призывов к ускорению и расширению американской программы модернизации ядерного оружия.

«Ядерное сдерживание — это не волшебная палочка»

Дмитрий Стефанович
Дмитрий Стефанович, научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН:

Российский ядерный арсенал в настоящее время является в среднем более современным, однако и американский представляет собою очень мощный инструмент сдерживания. Так, баллистическая ракета подводных лодок «Трайдент-2» остается эталонным изделием. В части воздушных носителей у США также есть определенное преимущество: ни у одной страны мира пока нет ни уже летающего перспективного тяжелого бомбардировщика, ни сопоставимого флота тактических ударных самолетов пятого поколения.

Вместе с тем, российские МБР наземного базирования семейства «Ярс» являются самыми современными и обладают уникальными характеристиками. Да и «Авангард» с гиперзвуковым планирующим крылатым блоком — изделие пока что единственное в своем роде. У американцев отсутствуют аналоги и в части экзотических средств доставки типа «Буревестника» и «Посейдона».

В сокращении ядерных арсеналов США могут быть заинтересованы не столько в связи с неким отставанием от России (во многом условным — все-таки речь о ядерном оружии), сколько в связи с заведомым превосходством в неядерной сфере. В целом же практика показывает, что и относительно скромные ядерные арсеналы сдерживают весьма убедительно, просто ядерное сдерживание — это не волшебная палочка, решающая все военные проблемы самим фактом своего существования. Сокращение ядерных арсеналов в целом в интересах любой страны, так как позволяет высвободить ресурсы в том числе на силы общего назначения.

Дональд Трамп вроде бы вполне искренне опасается ядерной эскалации и хочет добиться сокращения арсеналов. Причины здесь вполне циничные: американцам было бы полезно наложить какие-то ограничения на Россию и Китай в связи с относительной ограниченностью собственных ресурсов.

Так, из США звучат рассуждения о том, что им необходимо обладать потенциалом для одновременного ядерного сдерживания двух сопоставимых противников, подразумевая Россию и Китай. Самым простым критерием такого сдерживания является арифметический подход, и, к сожалению, подход этот имеет весьма значительное число сторонников в Штатах. Привести это может к решениям о количественном наращивании американского ядерного арсенала.

Какие-то ограничения были бы очень полезны в рамках всей ядерной пятерки (США, Россия, Китай, Великобритания, Франция), однако они совершенно точно не будут похожи на действующий (пусть и приостановленный) ДСНВ 2010 года. В первую очередь это связано с асимметрией арсеналов и угроз, а также с появлением новых факторов стратегического характера, в том числе в сфере прорывных технологий.

«Ратификация дополнительного протокола — вопрос непростой»

Прохор Тебин
Прохор Тебин, директор Центра военно-экономических исследований Института мировой военной экономики и стратегии НИУ ВШЭ:

Мир без ядерного оружия — это мир Второй мировой войны. При этом развитие контроля над вооружениями всем сторонам, включая Россию, приносит существенные плюсы. Это предотвращение гонки вооружений, снижение нагрузки на бюджет, сокращение эскалационных и стратегических рисков.

Сегодня вся архитектура контроля над вооружениями либо демонтируется, либо находится в кризисе. Возникает огромное количество новых военно-технических, военно-стратегических, политико-военных факторов, которые ее отягощают, размывают, разрушают. Ситуация в мире становится все напряженнее. Да, обычно всякая напряженность сменяется разрядкой, однако до нее надо еще дожить.

Автоматически продлить ДСНВ 2010 года уже нельзя, но, если нынешний переговорный трек России и США будет успешен, какие-то политические заявления Москвы и Вашингтона прозвучать могут.

Чисто гипотетически возможно заключение какого-то юридически обязывающего документа в продолжение ДСНВ — речь может идти о дополнительном протоколе, который касался бы потолков и общих принципов, а на время его действия можно было бы запустить процесс обсуждения нового полноценного договора.

Если Россия примет участие в создании такого документа, то, вероятно, включит в него целый ряд вещей, которые нас беспокоят, включая эскалационно-опасные неядерные вооружения, развитию которых американцы уделяют значительное внимание: это беспилотники, ракеты средней и меньшей дальности, космическое оружие.

К такому новому документу надо бы подключать и Китай, и Великобританию с Францией. Вопрос, согласятся ли они на это. Для европейцев их ядерное оружие — мощный политический инструмент, по сути, единственный аргумент, позволяющий им числиться среди великих держав. Сейчас мы слышим постоянное развитие дискуссии про европейский ядерный зонтик, для них это очень важно. От участия в таком договоре, скорее, откажется и Китай, с формулировкой «вы до нашего уровня сперва сократитесь, тогда и поговорим».

Впрочем, ратификация даже гипотетического дополнительного протокола к ДСНВ в Конгрессе США в нынешних реалиях — вопрос открытый и очень непростой. Например, демократы наверняка выступят против только потому, что они противники Трампа. Да и среди республиканцев найдется немало тех, кто сочтет эту инициативу неправильной в условиях наращивания ядерного потенциала Китаем.

В любом случае, времени остается немного. Вероятно, окончание ДСНВ в начале следующего года мы встретим без каких-либо замещающих документов или даже заявлений.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 26 ноя 21:26
Сливы о мирных переговорах обнажают борьбу в Вашингтоне
В мире, 22 ноя 10:30
Как «файлы Эпштейна» стали главным чтивом Америки
В мире, 17 ноя 18:50
Станет ли Венесуэла для США «новым Вьетнамом»
В мире, 13 ноя 15:26
Рекордный шатдаун в США завершился, новый может случиться уже в феврале
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр