Ученые изучили данные о поездках и дорожно-транспортных происшествиях в Великобритании за период с 2013 по 2017 г. Анализ включал 916 713 инцидентов с пострадавшими на дорогах. Более 96 тыс. человек из этой выборки были сбиты автомобилями. Данные показали, что вероятность наезда на пешеходов электрических и гибридных автомобилей в целом в два раза выше, чем автомобилей с двигателями внутреннего сгорания, а в городах — в три раза выше. Среднегодовой показатель числа жертв среди пешеходов на 100 пройденных миль составил 5,16 случаев с электрическими и гибридными автомобилями по сравнению с 2,4 — с бензиновыми и дизельными автомобилями.
Впрочем, данные по Великобритании подтверждаются и в других странах. Например, в отчете министерства транспорта США за 2017 г. говорится, что электрические и гибридные автомобили представляют на 20% более высокий риск для пешеходов, чем бензиновые и дизельные машины, и на 50% более высокий риск при движении на низкой скорости, например, при повороте, езде задним ходом, начале движения и при остановке.
Исследователи считают, что водители электромобилей, как правило, моложе и менее опытны, а автомобили едут намного тише, чем машины с двигателями внутреннего сгорания, из-за чего их труднее услышать. Кроме того, особенностью электромотора является высокий крутящий момент на всех режимах работы, а значит машина разгоняется быстрее аналога с бензиновым двигателем. Кроме того, батарея придает автомобилю дополнительный вес, что увеличивает тормозной путь.
По мнению ученых, правительству необходимо снизить эти риски, если оно собирается постепенно отказаться от продажи бензиновых и дизельных автомобилей. Власти ряда стран делают шаги по решению проблемы. К примеру, с июля 2019 года все новые гибридные автомобили и электромобили, продаваемые в Европе, должны быть оснащены акустической системой оповещения автомобиля, которая издает звук, имитирующий работу мотора при медленном движении.
В России, где электромобили также набирают популярность, проблема также может быть актуальной. Электромобили для пешеходов действительно представляют собой опасность из-за бесшумности, подтверждает Алексей Кучмин, председатель комитета «Деловой России» по электротранспорту. «Думаю, бесшумность транспорта не должна приносить неудобства, а безопасность пешеходов должна обеспечиваться инфраструктурно, то есть устанавливаться специальные средства, включая знаки, светофоры, островки безопасности, достаточное освещение и прочее», — говорит он.