Главная интрига заключается в том, какое решение будущий глава NASA примет в отношении лунной программы «Артемида». В ее рамках NASA объединило целую серию различных проектов, начиная с создания сверхтяжелой ракеты SLS вместе с новым космическим кораблем Orion и заканчивая созданием окололунной станции Lunar Gateway и несколькими посадочными лунными модулями.
На слушаниях в сенате Джаред Айзекман заявил, что «с 1989 года президенты США призывали к возвращению на Луну и полету на Марс, на что было потрачено значительно больше $100 млрд, но желаемых результатов достигнуто не было» (цитата по CNN). И в общем, понятно почему. Дело в том, что практически все изделия в рамках «Артемиды» создаются предприятиями-олигополистами, причем по максимально высоким затратам, к которым добавляется еще и определенная норма прибыли. В результате, например, смета на ракету-носитель SLS, которая в 2010 г. составляла около $10 млрд, к началу 2025 г. разрослась уже до $26 млрд. При этом единственный успешный запуск SLS состоялся в 2022 г. — на 5 лет позже первоначально запланированного срока. Но самое главное то, что стоимость запуска SLS оказалась очень дорогой — около $2,5 млрд. Это более чем в 1,5 раза превышает стоимость запуска предыдущей лунной ракеты Saturn V в текущих ценах. Причем технические характеристики новой сверхтяжелой ракете еще предстоит подтвердить. В соответствии с техзаданием она должна выводить на низкую околоземную орбиту 130 тонн полезной нагрузки, но испытанный вариант способен вывести лишь 70 тонн. А более мощный вариант ракеты всё ещё в разработке.
Примерно такая же ситуация и с проектом корабля Orion, который должен доставлять астронавтов на окололунную станцию. Его стоимость выросла почти вдвое и сейчас оценивается в $21,5 млрд. Испытательный полет этого корабля, состоявшийся 2 года назад, выявил значительные недостатки. В частности, теплоизоляционный материал при входе в атмосферу обуглился и стал плавиться. Сейчас производитель Orion — корпорация Lockheed Martin — дорабатывает свой космический корабль, но точный срок нового испытательного полета до сих пор не определен.
Еще более печальная судьба постигла окололунную станцию Lunar Gateway. Изначально предполагалось, что это будет крупный международный проект с участием ЕС, Канады, Японии и даже России. В 2019 г. NASA выделило $450 млн на разработку концепции новой станции, силового и тягового элементов, а также на создание прототипов энергетического модуля. Но после того, как американцы 2021 г. публично объявили, что их роль в этом проекте будет главенствующей, «Роскосмос» принял решение его покинуть. В конечном счете подавляющее большинство работ по созданию Lunar Gateway США приостановили. Исключение составляют лунные посадочные модули, которые создают сейчас сразу две компании — SpaceX и Blue Origin. Однако и здесь видимых результатов пока нет.
Таким образом, конфигурация программы «Артемида» оказалась слишком сложной, а стоимость — запредельной. Но самое важное то, что и видимого результата как не было, так и нет.
Еще несколько месяцев назад подавляющее большинство специалистов полагали, что лунную программу США неизбежно переформатируют, а проект SLS закроют. Главный подрядчик NASA по созданию этой ракеты — корпорация Boeing — даже предупредила 7 февраля 2025 г. некоторых своих сотрудников космического подразделения о грядущих увольнениях. И это легко объяснимо. В январе 2025 г. Джаред Айзекман в социальных сетях написал, что ему «не нравятся дорогостоящие и малопродуктивные проекты, на которые приходится тратить миллиарды долларов».
Но в ходе сенатских слушаний 8 апреля он публично заявил, что ракета SLS является «лучшим способом доставить астронавтов на Луну и Марс в ближайшее время, но в долгосрочной перспективе это, возможно, не лучшее решение» (цитата по CNN). Такая позиция объясняется просто. Дело в том, что подавляющее большинство предприятий кооперации, задействованных в различных проектах программы «Артемида», находятся в так называемых республиканских штатах. А значит, ничего другого будущий глава NASA сказать просто не мог.
Тем не менее вопрос о том, как попасть сначала на Луну, а затем на Марс остается открытым. Едва ли не самый простой способ — при помощи компании Илона Маска. «Для полета на Луну можно будет использовать две ракеты Falcon Heavy, которые выведут на орбиту модернизированный космический корабль на базе Crew Dragon, посадочный модуль и разгонный блок. На околоземной орбите все компоненты космической системы будут состыкованы, после чего разгонный блок доставит их к Луне», — заявил «Эксперту» советник гендиректора ГК «Геоскан» Андрей Ионин. При этом сам запуск ракет Falcon Heavy обойдется в $260 млн, что на порядок дешевле, чем полет на SLS. Правда, надо понимать, что лунного корабля у SpaceX нет, а его создание и испытания могут занять многие годы. Впрочем, сам Илон Маск сразу после инаугурации Дональда Трампа написал в социальной сети: «Мы отправимся прямиком на Марс, Луна нас отвлекает».
Но задача полета на Марс выглядит еще более сложной. Для этих целей SpaceX уже несколько лет разрабатывает многоразовую сверхтяжелую ракету-носитель Super Heavy и космический корабль Starship. Но пока что из восьми запусков этой системы четыре завершились полным провалом. При такой статистике аварийности впору задуматься о целесообразности продолжения испытаний и повышении надежности системы, а не о покорении дальнего космоса.
Наконец, исполняющая обязанности администратора NASA Джанет Петро заявила изданию Politico, что за 5 лет при всем желании агентство не сможет организовать пилотируемый полет на Марс: «При текущем уровне технологий и знаний такой полет остается нереалистичным в указанные сроки. Главным образом из-за воздействия космической радиации, длительного пребывания в невесомости, а также из-за недостаточной изученности марсианской среды. У меня было много разговоров. Но с кем бы я ни беседовала, никто не думает, что это хотя бы возможно или реализуемо».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag