Чистая победа
Переход на возобновляемые источники энергии, когда это не просто следование модному тренду или маркетинговый ход, дает компаниям выраженное в точных цифрах конкурентное преимущество. ЕЦБ в опубликованном в октябре исследовании «Климатические капиталисты» показывает, что «зеленые» компании по сравнению с «коричневыми» получают снижение средневзвешенной стоимости капитала (weighted averagecost of capital, WACC) примерно на 1% ежегодно.
Хотя цифра кажется незначительной, здесь важнее тренд. Величина WACC в пользу «зеленых» компаний сохраняется на протяжении уже восьми лет. Каждый вложенный в них евро или доллар дает инвесторам бόльшую отдачу, чем те же суммы, вложенные в «коричневые» бизнесы. Экологически мыслящие фирмы получают конкурентное преимущество в виде опережающего роста объемов инвестиций и стоимости своих акций.
Инвестиции в экологичные технологии (sustainable investments) опережают инвестиции в неэкологичные с 2016 г., констатирует ЕЦБ. Уже ясно, что это не флуктуация, а первая ласточка энергоперехода: отрыв примерно в 1% в пользу «зеленых» сохраняется независимо от колебаний WACC в абсолютных цифрах все восемь лет.
WACC у «зеленых» и «коричневых» фирм, %%
След меньше — денег больше
Преимущество «зеленых» технологий проявляется также внутри самих компаний, в том числе не имеющих возможности похвастаться малым объемом выбросов тепличных газов. По данным того же исследования, топ-менеджеры 53 крупнейших компаний (включая лидеров по выбросам BP, EDF, Shell, Total Energies), выделяют дополнительное финансирование, в первую очередь, тем подразделениям, где ресурсосберегающие технологии используются шире, чем в остальных.
Делают они это потому, что такие подразделения генерируют больше прибыли на равный объем вложенных средств, чем менее экологичные подразделения. «Зеленые» подразделения служат локомотивами роста для всей компании, поощряя другие ее подразделения также искать способы минимизации оставляемого ими углеродного следа.
Обнародованные ЕЦБ данные показывают, что зеленая «цветомаскировка», которой сегодня пользуются многие компании, дабы выглядеть современно и привлекательно, может иногда обманывать потребителя (об этом ранее сообщал «Эксперт»), но она не способна ввести в заблуждение акционеров и инвесторов, умеющих считать каждый цент.
Объем средств, вложенных в «зеленые» компании в мире, $ млрд
Переход мировой экономики на "зеленые рельсы«действительно становится все активнее, подтвердил в интервью «Эксперту» директор Высшей школы финансов РЭУ им. Плеханова Константин Ордов: «Ежегодно растет количество так называемых зеленых облигаций, что создало новый рынок финансовых инструментов. Если на заре этого рынка какой-то явной выгоды для инвесторов не прослеживалось, их приходилось заманивать в такие проекты обещаниями, то сегодня у крупнейшей в мире инвестиционной компании Black Rock до 30% портфеля составляют именно зеленые облигации. Это не только про достижение углеродной нейтральности; это еще и так называемая ESG-трансформация (environmental, social, governance — проекты в области экологии, социальной ответственности и этических норм корпоративного управления). Компаниям реально становится выгоднее следовать ESG-повестке, потому что она приманивает инвесторов и поднимает стоимость компаний».
Медленное переодевание
В компаниях, в силу тех или иных причин пока «не переодевшихся в зеленое», пытаются оспаривать выводы ЕЦБ, заявляя, что восемь лет — слишком короткий срок, чтобы утверждать, что финансовая эффективность «зеленых» компаний связана именно с использованием выгод от энергоперехода, что последовательность событий не означает их причинно-следственную связь.
Процесс энергоперехода в самом деле пока очень хрупкий, и однозначно утверждать, что движение в обратном направлении невозможно, нельзя, выразил свое мнение «Эксперту» директор информационно-аналитического центра «Новая энергетика» Владимир Сидорович: «Сейчас трудно найти в мире крупную компанию, которая бы не инвестировала в низкоуглеродные технологии. Вопрос в том, насколько эти инвестиции определяют, „зеленое“ лицо у компании или „коричневое“. Ведь если для компании важно создавать себе образ экологически дружелюбного бизнеса, то инвесторам может быть важнее конечная прибыль. Той же ВР, похоже, надоело рядиться в зеленые одежды. Судя по ее отчету за III квартал, компания аннулировала 18 проектов из портфеля по возобновляемой энергетике — из проектов на общую мощность 58 ГВт их осталось на 48 ГВт».
Сегодня доля компаний, чьи финансовые отчеты подтверждают получение конкурентного преимущества в результате использования «зеленых» технологий, по данным S&P, составляет 27%, а по данным Compustat — 35%.
Считать, что процесс перехода на зеленые рельсы стал самоподдерживающимся, еще рано, соглашается Константин Ордов: «Зеленая повестка пока реализуется в основном крупными компаниями, у которых достаточно свободных ресурсов, чтобы проводить ESG-трансформацию. Они сами себе создают „пряник“ в виде роста стоимости своих акций. Средний же бизнес без наличия „кнута“ в виде госрегулирования рынка углеродных единиц, квот объемов выбросов в зеленой повестке не особо заинтересован. Здесь можно провести аналогию со здоровым образом жизни. Человек ходит на фитнес, сидит на диетах — но в какой-то момент заходит в предприятие фастфуда, и все его усилия моментально идут насмарку. Поэтому еще долгое время будут необходимы законодательные ограничения, которые не давали бы „коричневым“ компаниям преимуществ перед „зелеными“. А чтобы „ЗОЖ“ был для бизнеса выгоднее, чем „фастфуд“, — господдержка, более низкие ставки по кредитам являются инструментарием для перехода в будущем зеленой повестки в режим самоподдержки».
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag