Главный редактор журнала «КоммерсантЪ-Автопилот» специально для «Эксперта»
Марка Jetta была придумана концерном Volkswagen AG и китайским автогигантом FAW для рынка КНР. И если приглядеться повнимательнее, то и по пропорциям кузова, и по выштамповкам на боках, и по фарам Jetta VA3 — это перелицованный VW Polo Sedan. Ну, или Skoda Rapid — оба автомобиля еще в позапрошлом году производились у нас в Калуге.
В чем причина такой популярности? Вероятно, в том, что выбор качественных машин по цене в 2 млн руб. у нас сейчас очень невелик. Но есть и другая версия. Все же у нас европейское восприятие автомобиля, а в Китае несколько иные представления о дизайне, комфорте и всем остальном. А тут — по сути немецкая машина. Выглядит привычно, органы управления — сгруппированы и оформлены эргономично, а не для того, чтобы произвести «вау-эффект». Вероятно, и надежность тут тоже тевтонская? Кстати, так и есть. Если верить рейтингу China Automobile Quality Network за 2022 г., то по надежности марка Jetta уверенно делит на китайском рынке второе почетное место вместе с Mitsubishi и Volvo.
Кстати, о шведах. Недавно платформа auto.ru проводила опрос общественности на предмет «главной новинки российского авторынка» за прошлый год. Уверенную победу завоевал кроссовер Geely Monjaro. Когда полтора десятка лет назад китайцы прибрали к рукам марку Volvo, многие подумали: «ну, вот, теперь под скандинавским брендом будет выпускаться что-то азиатское». Но случилось наоборот. Вложившийся в шведов концерн Geely получил доступ и к дизайнерскому потенциалу марки, и к ее техническим наработкам. Как результат, Monjaro имеет не вычурный, а сдержанный скандинавский дизайн. Коробка — «автомат», а не «робот» или вариатор, как у большинства китайских кроссоверов. Полный привод — у многих ли он сегодня есть? То есть Monjaro выглядит как Volvo, сконструирован как Volvo, и едет он тоже как Volvo. И звание «главной новинки» в известной степени получено благодаря тому, что большинству из нас комфортнее иметь дело с чем-то привычным и потому понятным.
А коли так, то есть смысл внимательно осмотреться по сторонам. Пару месяцев назад на нашем рынке официально представили рамный внедорожник Oting Palladin — это построенный в Китае Nissan X-Terra c мотором от Mitsubishi. Мы же еще не забыли, что такое «Ниссан»? Или, например, у нас продается пикап Dongfeng DF6. Если внимательно приглядеться, то это Nissan Navara с другой эмблемой. Кстати, на этой же платформе в свое время был спроектирован пикап Mercedes-Benz X-Class. Разве не отличная рекомендация?
На днях увидел на улице маленький электрокар марки Ora, своими выпуклыми формами напоминающий одновременно и Porsche Macan, и VW New Beetle. И хотя я явно не принадлежу к целевой аудитории подобного вида транспорта, внешне машина мне очень понравилась. Посмотрел в сети, кто же нарисовал это чудо, так не похожее на среднестатистический китайский автомобиль. Оказалось, Эммануэль Дерта, еще недавно трудившийся дизайнером на Porsche.