Обеспеченность торговыми площадями в крупных (как правило, более 1500 м) торговых центрах — важный показатель, учитываемый в градостроительном планировании. Определение норматива такой обеспеченности находится в компетенции региональных властей, которые устанавливают его в зависимости от типа населенного пункта и плотности населения. Скажем, норматив для города Ростов-на-Дону составляет 765 кв. м, а для Ростовской области — 563 кв. м.
Впрочем, в некоторых субъектах федерации такой подход считают устаревшим и предлагают учитывать не общую площадь, а количество торговых точек на тысячу жителей. Такое изменение в местный закон «Об установлении нормативов минимальной обеспеченности....» сейчас обсуждается в Санкт-Петербурге. Где, кстати, обеспеченность площадью за год снизилась на 3% — с 401 кв. м до 387 кв. м, говорится в исследовании NF Group.
Снижение, пусть и не такое радикальное, отмечено и в столице — с 580 кв. м до 574 кв. м., то есть на 1 %. Впрочем, ретроспективно Москва все равно показывает рост: в 2018 году компания Knight Frank (прежнее название NF Group) оценивала обеспеченность торговыми в Москве в 502 кв. м.
Положительной была динамика обеспеченности торговыми площадями в 2023 г. в Перми (+4,2%), Омске (+2,2%) и Ростове-на-Дону (+1,4%).
Самое заметное снижение показателя отмечено в Красноярске (8%), Казани (7,5%) и Екатеринбурге (5,7%). При этом закрытие крупного торгового центра, то есть физическое сокращение площадей произошло только в Казани, где на реконструкцию закрылся местный ЦУМ.
В пятерку городов-лидеров по обеспеченности площадью вошли Самара (771 кв. м), Екатеринбург (640 кв. м), Нижний Новгород (594 кв. м), Москва (574 кв. м) и Воронеж (520 кв. м).
В то же время, говорится в сообщении компании, в 2023 г. общий объем рынка торговых центров Москвы достиг 7,5 млн кв. м, при этом доля свободных площадей снизилась на 7,2 п. п. и составила 8,4%. В столице сегодня жители неравномерно обеспечены торговыми центрами. Например, в ЦАО на 1 тыс. человек приходится 797 кв. м, что объясняется большим количеством ТЦ в этом округе при относительно невысокой плотности населения.
Как пояснили «Эксперту» в NF Group, снижение обеспеченности торговыми площадями связано с увеличением количества городских жителей. За прошедший год Росстат отмечает рост численности населения в 23 регионах РФ.
«Решение проблемы может заключаться в планировании развития торговой инфраструктуры с учетом демографических тенденций и увеличении инвестиций в создание торговых объектов в регионах с наибольшим приростом населения. Это поможет обеспечить более равномерное распределение торговых площадей», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
В NF Group полагают, что к концу 2024 г. обеспеченность торговыми площадями городов-милионников вырастет на 3% на фоне стабилизации рыночных условий и ввода в эксплуатацию новых ТЦ. «Высокая потребительская активность и появление новых брендов послужат стимулом для развития сектора торговой недвижимости», — считает Евгения Хакбердиева.