Интервью

Просьба не обманывать без предупреждения

Граждане жалуются на односторонние действия банков в Госдуму

Просьба не обманывать без предупреждения
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Комитет Госдумы по финансовому рынку изучит практику применения законов о защите прав клиентов банков — такое поручение дал спикер Вячеслав Володин. В его телеграм-канале 7 мая появился пост про обращения россиян, которые недовольны тем, что банки якобы повышают комиссию за снятие денег, увеличивают тарифы на обслуживание и поднимают проценты по кредитам без согласия на то самих клиентов. Общественники утверждают, что недовольных — множество, но их возмущение ограничивается перепалками со службой поддержки банка и комментариями в соцсетях. А финансисты и вовсе указали «Эксперту» на полноценную правовую коллизию.

В опубликованном сообщении в телеграм-канале председателя Госдумы Вячеслава Володина указано, что банки не могут в одностороннем порядке ухудшать прописанные изначально в договоре условия — это «‎четко определено» федеральным законом: «‎Гражданам приходится в судебном порядке добиваться отмены таких решений, которые приводят к дополнительным финансовым тратам». Также в сообщении содержится напоминание, что банки обязаны раскрывать все условия получения заемных средств, предупреждать заемщиков о рисках, а граждане «‎должны быть максимально проинформированы» о других банковских услугах.

«‎Эксперт» обратился в Сбербанк, ВТБ, Совкомбанк, Альфа-Банк и другие системно значимые банки с запросами о том, прописывают ли они в договорах с клиентами право менять условия обслуживания в одностороннем порядке. Однако ответов на момент публикации заметки не получил.

В проекте Народного фронта «‎За права заемщиков» фиксируют стабильное количество подобных жалоб в открытых источниках. «За более чем 10 лет существования проекта мы получили около тысячи таких жалоб, но это не значит, что за это время накопилось лишь столько нарушений», — пояснила «Эксперту» руководитель проекта Евгения Лазарева. По ее словам, проблема в том, что граждане, как правило, не готовы в силу разных причин прилагать усилия, чтобы отстаивать свои права. «Они патерналистски относятся к государству и молчаливо ждут, что кто-то заметит и решит их проблему без их деятельного участия. Реальность же такова, что любая помощь, поддержка и защита прав гражданина может быть оказана лишь в заявительном порядке. Уровень финансовой и правовой грамотности далек от удовлетворительного, а вот инфантилизм потребителей, напротив, очень развит», — отметила Лазарева.

Введение скрытых комиссий, повышение процентных ставок и увеличение тарифов в одностороннем порядке без уведомления и получения выраженного согласия Лазарева назвала «ничтожными и незаконными». Вместе с тем правоприменительную практику собеседница «Эксперта» считает довольно противоречивой. В одном из случаев, когда клиент довел разбирательство с банком по поводу комиссий до высшей инстанции, Верховный суд ограничился определением о том, что «банк не может в одностороннем порядке изменить договор с гражданином».

Верховный суд не пошел по пути прямого запрета, а сформулировал принцип о том, что нужно не просто проинформировать лицо, но получить его согласие, подчеркивает председатель Национального совета финансового рынка Андрей Емелин. В интервью «‎Эксперту» он сослался на более раннее определение ВС, которое за основу для разъяснения использовал Банк России. Регулятор в 2022 г. среди прочего разъяснил, что некоторые кредитные организации считают отсутствие возражений у клиента «‎акцептом» — в письме ЦБ указывает, что такую практику не приемлет. Верховный суд, в свою очередь, постановил, что изменение договора «‎должно быть совершено в форме, которая позволяет однозначно установить согласие потребителя на обслуживание на новых условиях».

«‎Дальше начинается юридическое творчество и происходит нечто похожее на борьбу в стиле айкидо, то есть стороны пытаются уйти от прямого контакта. Все понимают эту цепочку, идти по ней никто не хочет, а вот указатели красить — пожалуйста», — рассуждает Емелин. Он отмечает, что ни одна из инстанций — ни Госдума, ни ЦБ, ни Верховный суд — не дают прямого указания на то, как должно быть оформлено согласие, потому что переподписание договора по каждому повышению тарифа «‎опрокинет на бок» всю банковскую инфраструктуру. «‎И банки пытаются изобрести такие способы, которые бы не предусматривали прямое переподписание, что нереалистично — они выискивают разные варианты», — заверил глава НСФР. Емелин подчеркнул, что речь идет только о комиссиях и тарифах — в отличие от них, запрет на одностороннее повышение процентных ставок по кредитам в законодательстве прописан.

Даже если банк предупреждает клиентов о скором повышении тарифов через СМС или push-уведомление, эти сообщения едва ли кто-то читает, допускает зампред экспертного совета по защите прав потребителей финансовых услуг Банка России Эльман Мехтиев. Он считает, что логично соблюсти баланс интересов, а именно: добавить к конклюдентным условиям (то есть к принципу «‎молчаливого согласия». — «Эксперт») 30-дневный срок после уведомления. За это время клиент должен решить, соглашаться с новыми условиями или расторгать договор с банком. «‎Разумное зерно в жалобах россиян есть, но обоснованности с правовой точки зрения нет», — подытожил Мехтиев.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Финансы, Вчера 22:00
Экспортеры уменьшили продажу выручки
Финансы, 11 апр 19:59
Всё большему числу клиентов из РФ удается разморозить счета
Финансы, 25 мар 23:00
Прибыли кредитных организаций снижаются, но не у Сбера
Финансы, 18 мар 17:45
Стоит ли этой весной покупать акции под дивиденды
Свежие материалы
Спрос на валюту рекордно упал
Финансы,
Экспортеры уменьшили продажу выручки
Что известно о предстоящих переговорах в Стамбуле
В мире,
Встреча может иметь важное значение, но многое будет зависеть от состава делегаций
Минеральные Воды наращивают поток
Промышленность,
Пропускная способность ключевого аэропорта Северного Кавказа достигнет 7 млн пассажиров