Интервью

«Цифровизация дает прозрачность бизнес-процессов»

Почему малому и среднему бизнесу выгодно инвестировать в цифровую трансформацию

«Цифровизация дает прозрачность бизнес-процессов»
Фото: Freepik
Предприятия малого и среднего бизнеса (МСП) в прошлом году получили рекордные объемы финансовых средств в рамках государственной поддержки. По прогнозам экспертов, в дальнейшем темпы роста госинвестиций могут замедлиться. Директор департамента по работе с малыми и средними предприятиями компании Ростелеком Александр Юдин уверен, что за счет инвестирования в цифровую трансформацию МСП может не только снизить вероятность наступления негативного сценария для своего бизнеса, но и улучшить финансовые показатели, зарабатывая на диджитализации. Об этом он рассказал в интервью «Эксперту».
Александр Юдин
Александр Юдин

— Для поддержки МСП, в том числе финансовой, в стране действует ряд программ. Насколько они эффективны?

— С 2023 года правительство России реализует несколько программ и мер финансовой поддержки для МСП, направленных на стимулирование роста, модернизацию и адаптацию бизнеса к текущим реалиям. Так, по данным Минэкономразвития РФ, по итогам 2023 года кредитный портфель МСП вырос на 29% и достиг рекордных 12,4 трлн рублей.

Достаточно эффективными для предпринимателей стали субсидии на развитие, на частичное возмещение затрат, связанных с приобретением оборудования, модернизацией и внедрением инноваций. Предлагаются специальные программы поддержки для стартапов, включая гранты на разработку и реализацию бизнес-планов. Востребованы и льготные кредиты по сниженной процентной ставке.

— Как компании сектора МСП могут улучшить распределение полученной поддержки и максимально поддержать свой бизнес? Какие шаги в этом направлении вы считаете наиболее эффективными?

— Важно повышать эффективность использования финансовой поддержки. Это требует стратегического подхода, включающего как сокращение издержек и минимизацию рисков, так и поиск новых возможностей для наращивания прибыли. К примеру, можно увеличить доход за счет использования внедренных инноваций.

Одним из ключевых шагов является автоматизация процессов. Чтобы понять, с чего начать ее внедрение, нужно внимательно проанализировать потребности своего бизнеса и выявить «узкие места», а затем подобрать соответствующие IT-решения, которые «закрывают» найденные пробелы. К примеру, для всех отраслей и компаний сейчас актуальна проблема кадров. Но часть наших клиентов — компаний МСП нашли возможности ускорить работу имеющегося персонала, автоматизировать рутинные задачи с помощью специализированных сервисов — и тратить время на найм новых людей не пришлось.

Так, один из них проанализировал количество входящих звонков, оценил, сколько сотрудников нужно на обработку этого объема, потом подключил роботизированные технологии и справился с задачей, задействовав в два раза меньше людей.

Современные технологии могут анализировать большие объемы данных, помогая компаниям быстро адаптироваться к изменениям, точно понимать потребности клиентов.

В части обеспечения высокого качества и скорости выполнения задач цифровизация дает прозрачность процессов, что подтверждается рациональным и эффективным использованием государственной поддержки.

— Какие цифровые инструменты для внедрения в бизнес-процессы предприятий МСП вы бы назвали наиболее эффективными?

— Здесь многое зависит от конкретных задач бизнеса. Например, установив в магазине систему видеоаналитики, предприниматель сможет сопоставить данные о потоке посетителей с данными о совершенных покупках. Менеджеры могут вычислить пиковые часы для продаж определенных товаров и проанализировать, почему чеков в разные периоды было больше или меньше ожидаемого.

Если говорить о повышении продаж, то здесь полезны такие инструменты, как таргетированные звонки, которые уже показали свою эффективность, виртуальная АТС, которая помогает анализировать работу сотрудников и продуктивность коммуникации с клиентами, номера 8 800. То есть в зависимости от типа и сегмента бизнеса предприниматели могут нарастить продажи и увеличить свою выручку и динамику роста компании с помощью различных цифровых инструментов.

Так, наши заказчики в секторе МСП активно наращивают темпы внедрения речевой аналитики и использования Big Data. Это подтвердили недавние исследования, проведенные Ростелекомом.

Если рассматривать цифровые сервисы как еще один источник дохода, то, например, есть пункты выдачи заказов маркетплейсов (ПВЗ), которые в последнее время активно ищут возможность получения дополнительного заработка. Хорошим решением для них может стать размещение экранов внутри ПВЗ и либо трансляция на них рекламы локальных заказчиков, либо включение экрана в инструментарий большого оператора рекламы.

— Что, по вашим оценкам, сегодня тормозит внедрение цифровых решений на предприятиях МСП?

— Основным «тормозом» я вижу присущую как людям, так и бизнесу инертность. Предприниматель, обдумывая вопрос цифровизации, нередко видит сразу многоуровневую систему изменений, которая требует значительных временных и финансовых вложений.

Тут важно понимать, что IT-технологии за последнее время стали гораздо дешевле, появление облачных решений сделало их доступными и для микросегмента. У нас есть предложения, разработанные для крупных компаний и адаптированные под специфику МСП.

Некоторые называют сдерживающим фактором нехватку специалистов, обладающих необходимыми знаниями и навыками для внедрения и поддержки цифровых технологий. Но ведь всегда есть опытные вендоры, готовые взять на себя внедрение цифровых решений под ключ. Представители гостиничной индустрии часто обращаются с задачей модернизировать объекты, а также за консультацией на этапе котлована, когда важно спроектировать внедрение передовых IT-сервисов, чтобы здание было современным и доступным для улучшения, а затем реализовать предложенные идеи. Также клиенты могут рассчитывать на техподдержку, обучение персонала пользованию программами и оборудованием, обучение IT-специалистов отелей. И на этом работа не заканчивается — при появлении новых IT-технологий они внедряются в работу точек. Получается вот такой проект полного цикла.

В последнюю очередь назову такой барьер, как сложность понимания экономического эффекта от цифровизации. Но здесь очевидно — пока не протестируешь, никак не поймешь. Важно грамотно выстраивать внутри себя правильные и качественные процессы, которые позволят расти бизнесу.

— Ваш прогноз — возможно ли развитие в сегменте МСП без цифровизации?

— Отсутствие цифровизации в современном бизнесе приводит к двум основным негативным последствиям: значительное увеличение операционных затрат и снижение конкурентоспособности. В первом случае расходы на выполнение бизнес-процессов без использования современных технологий становятся настолько высокими, что они существенно сокращают прибыль компании. Во втором — медленные процессы и завышенные цены на услуги, вызванные отсутствием автоматизации и цифровых инструментов, делают компанию менее привлекательной для клиентов. Вместе эти факторы приводят к постепенной утрате доли рынка и снижают устойчивость бизнеса.

Внедряя современные цифровые технологии, компании становятся привлекательнее для клиентов, устойчивее к изменениям рынка и существенно усиливают свои конкурентные позиции. А значит, могут зарабатывать больше и быстрее развиваться — при поддержке не только государства, но и сильных партнеров.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Мнения, 24 сен 15:20
Как малый бизнес меняет e-commerce под себя
Мнения, 13 авг 08:00
Россия встраивается в новую цифровую реальность
Мнения, 13 авг 08:00
Как нейросети помогают бороться с рутиной и мошенниками
Мнения, 11 авг 09:00
Как нацпроекты формируют цифровую среду
Свежие материалы
Шоу-бизнес ищет себя под рампой
Сергей Жуков, Баста и Александр Розенбаум осваивают театры
«Ясную поляну» присудили за «ясную позицию»
Культура,
Наталью Солженицыну наградили за издание литературного наследия мужа
МВФ предложили новую роль
Финансы,
Антон Силуанов указал на точки для развития международного фонда