Интервью

Запас срочности

Избыточные мощности компенсируют потери от повреждений НПЗ

Запас срочности
Последние девять лет спрос на бензин и дизельное топливо по России стабильно растет. Наибольший средний рост спроса идет со стороны малотоннажных грузовых, а также легковых автомобилей. При этом страна входит в топ-20 стран с самой низкой стоимостью бензина наравне с такими нефтедобывающими странами, как Саудовская Аравия, Катар и Оман. Сегодня на нашу промышленность оказывается огромное давление. С начала года по 14 нефтеперерабатывающим заводам России было совершено более 15 атак. Серьезные повреждения получила половина из них, а суммарное снижение объемов первичной переработки сразу после атак составило порядка 32 млн тонн, или 12%, что сравнимо с потерей 10–12 полных бензобаков для каждого автомобиля в стране. Все это формирует вопрос, готова ли наша индустрия к подобного рода вызовам и как это отразится на отпускных ценах на бензин.
Геннадий Максаков
Геннадий Масаков

Руководитель аналитического центра компании «Яков и партнеры»

Забегая вперед, можно сказать, что, несмотря на кажущиеся сложности, ситуация на самом деле не является ни критической, ни неисправимой. Россия всегда имела избыточные производственные мощности: мы можем выпускать вдвое больше дизельного топлива, чем потребляем, и полностью закрываем внутренний спрос на бензин.

Тем не менее, учитывая предстоящую посевную кампанию, начиная с 1 марта правительство одобрило запрет на экспорт бензина сроком на полгода. Для НПЗ также был установлен обязательный норматив биржевых продаж дизтоплива на уровне 16% от общего объема выпуска против нынешних 12,5%.

Опыт прошлого года показывает, что запрет на экспорт бензина и дизельного топлива с последующим постепенным снятием ограничений действительно может стабилизировать цены и при этом обеспечить устойчивость нефтегазодобывающих компаний.

По итогам года сальдо их прибылей и убытков оказалось более чем на 16% выше, чем годом ранее, и составило 4,75 трлн руб., а среди организаций, производящих нефтепродукты, прибыльными в прошлом году были почти 80%

Текущий запрет на экспорт бензина должен позволить компаниям накопить запасы на нефтебазах и уже с них, а не с самих НПЗ поставлять бензин на АЗС, когда спрос возрастет. В перспективе трех-шести месяцев такая ситуация может обеспечить коррекцию цен у мелкооптовых и среднеоптовых поставщиков, что в конечном счете приведет к снижению, а не к повышению цен на заправках относительно общих инфляционных ожиданий.

Говоря о быстром восстановлении производства, необходимо учитывать, что совокупные мощности по нефтепереработке в стране оцениваются в 312 млн тонн. Это сохраняет возможность компенсировать выпавший объем вводом законсервированных мощностей или разгоном НПЗ.

Тем не менее следует признать, что наращивание выработки бензина может потребовать некоторых компромиссов. Так, увеличение октанового числа бензина и повышение его детонационной стойкости можно осуществить различными добавками: ацетоном, монометиланилином, марганцем, ферроценом, метилтретбутиловым эфиром, толуолом. Толуол и бензин производятся из одних компонентов первичной переработки, поэтому концентрация на выпуске бензина приводит к сокращению производства ароматических углеводородов и росту цен.

Россия потребляет почти весь произведенный толуол (310 тыс. из 320 тыс. тонн в 2023 году): это не только добавка к топливу, но и сырье для оргсинтеза и промышленный растворитель. Для увеличения выпуска высокооктанового бензина концентрацию толуола придется повысить с допустимого в топливе класса «евро-5» уровня 35% до 42%. Не исключено также, что придется снять запрет на использование монометиланилина. Таким образом, хотя нарастить производство на 10% и более в сжатые сроки вполне реально, это может потребовать снижения качества продукции.

Еще один примечательный эффект атак на российские НПЗ — изменение во внешней торговле. До восстановления объемов переработки возникла необходимость нарастить экспорт сырой нефти. Это вполне возможно, поскольку сделка ОПЕК+ подразумевает соблюдение ограничений по добыче нефти, а не квотирование объемов экспорта. Таким образом, если все выпавшие объемы будут перенаправлены головными компаниями на экспорт, предложение России вырастет примерно на 30 млн тонн в годовом выражении. В подобной ситуации на фоне ограничений на экспорт компании вряд ли будут торопиться с перезапуском своих мощностей.

Тем не менее в Минэнерго уже отметили, что внутренний рынок полностью обеспечен предложением, а в середине апреля производство бензина оказалось на 12% выше уровня начала месяца.

Данные Росстата подтверждают этот тренд — так, отпускные цены в марте по сравнению с февралем выросли всего на 0,1% и на 8,0% по сравнению с годом ранее, что значительно ниже уровня инфляции.

При этом вероятно, что текущее сокращение перерабатывающих мощностей могут почувствовать в тех регионах, где оказались нарушены традиционные цепочки поставок, и там вполне могут возникнуть локальные искривления, из-за которых им может оказаться выгоднее импортировать бензин из других стран и регионов, а локальный оптимум цен окажется выше средних по стране.

Очевидно, для того, чтобы не допустить разгона цен, крупным игрокам стоит увеличивать запасы топлива перед наступлением периода повышенного спроса, особенно концентрируясь на увеличении доли АИ 95. Также стоит оптимизировать график плановых ремонтов НПЗ и рассмотреть вопросы, связанные с логистикой и усилением мер безопасности НПЗ и нефтебаз. В этих условиях в стране, невзирая на внешние воздействия, может сохраниться тренд на снижение оптовой стоимости бензина, номинированной в евро, которую мы наблюдали в этом году, а номинальный рост цен на заправках окажется ниже уровня инфляции.

Материалы по теме:
Мнения, 5 сен 10:20
Кому нужно российское твердое топливо
Мнения, 13 янв 19:07
Декан факультета журналистики МГУ об образовании и цифровизации
Свежие материалы
Зачем Минцифры нужны хранилища данных
Технологии,
Как в России вводят регулирование открытого кода
Lada разъезжается по миру
Промышленность,
ВАЗ сокращает присутствие на отечественном рынке из-за китайской экспансии
Нефти предсказали устойчивый спрос
В мире,
Россия сократила экспорт жидких углеводородов, но нарастила доходы от него