Пока лишь менее 1% европейских ветряных мощностей произведено компаниями из Китая. Однако с прошлого года их продажи на этом рынке стремительно растут. За один только 2023 г. они получили в ЕС заказы на поставку ветряков совокупной мощностью 1,2 ГВт — столько же европейцы заказали у них за предыдущие 10 лет.
С начала 2024 г. европейские заказы на ветряные турбины китайского производства достигли 546 МВт. В этот объем входит крупный заказ от немецкой компании на турбины совокупной мощностью 296 МВт, поступивший в июле.
Это первый случай, когда заказ на китайские ветряки поступил из Германии, и власти страны заявили, что намерены внимательно изучить эту сделку.
Представители европейской промышленности утверждают, что китайские производители подкупают тем, что их цены вдвое ниже, чем у европейских конкурентов, и они дают дополнительные уступки вроде отсрочки платежей.
По данным Глобального ветроэнергетического совета, Китай и Евросоюз — крупнейшие в мире рынки ветроэнергетики. При этом производственные мощности Китая составляют порядка 82 ГВт в год, что превышает емкость внутреннего рынка страны и почти вчетверо превосходит потребности ЕС.
В апреле Еврокомиссия приступила к расследованию против китайских производителей ветряков. Регулятор намерен выяснить, получают ли они «несправедливые» субсидии от властей КНР.
Согласно заявлению Китайской ассоциации ветроэнергетики, КНР не субсидирует производителей ветряных турбин, а их конкурентоспособность обусловлена размером китайского рынка — колоссальные масштабы производства ведут к снижению и затрат, и цен.
«Антисубсидиарное расследование ЕС в отношении китайских ветроэнергетических компаний не способствует ни целям развития ветроэнергетики в Европе, ни достижению глобальных целей по борьбе с изменением климата», — заявил генеральный секретарь ассоциации Цинь Хайянь.
Напомним, на Китай приходится две трети всей строящейся в мире ветровой и солнечной генерации. При этом китайские производители солнечных панелей уже доминируют на европейском рынке и начинают разорять производителей в США.