Согласно выводам ФОМ, отношение к табачному контрафакту (без акцизной марки) у потребителей достаточно лояльное. Не станут покупать такой товар лишь 39% курильщиков, а 7% затруднились с ответом.
Опрос также выявил низкую информированность потребителей о единой минимальной цене (ЕМЦ) на сигареты, которая является важным индикатором легальности товара: до 1 января 2024 года она составляла 119 руб., после — 129 руб. Только 16% курильщиков знают о ЕМЦ, 17% что-то слышали, а 65% слышат о ней впервые.
«Готовность покупать сигареты по заметно более низкой, чем обычно, цене, а также слабая осведомленность о ЕМЦ и неинформированность о проблеме контрафакта отражают потенциальный риск перехода потребителей на нелегальную продукцию», — констатируют аналитики.
По данным того же опроса, большинство курильщиков используют обычные сигареты — таких респондентов оказалось 85% и только 15% используют другие виды табачной продукции.
Отметим, что по данным Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ, оператор контроля оборота продукции с маркировкой «Честный знак») производство сигарет в стране остается стабильным, годовой прирост составил 1%: 9,1 млрд условных упаковок (по 20 сигарет) в 2023 г. против 9 млрд упаковок в 2022 г.
Выпуск папирос упал на 38%, до 4,2 млн с 6,9 млн условных упаковок в 2022 г., курительного табака — на 8%, до 1,3 млн условных упаковок. Доля нагреваемого табака (стики) составила 10%, его производство в 2023 г. выросло на 26%, до 1 млрд условных упаковок с 858 млн в 2022 г. Пик роста производства, как отметили в ЦРПТ, пришелся на жевательный табак. Его выпуск вырос более чем в два раза, до более 5,8 млн условных упаковок с 2,7 млн годом ранее.