Исследователи опросили 1710 начальниками отделов и руководителей компаний во всех федеральных округах России. Абсолютное большинство респондентов заявили, что за прошедший год их сотрудники столкнулись со стрессом и выгоранием. В то же время 16% работодателей считают, что это «личные переживания конкретного сотрудника», а не проблема их бизнеса.
Согласно данным «Зарплаты.ру», эмоциональному выгоранию чаще всего подвержены представители профессий, предполагающих непосредственную работу с людьми. Так, пять групп наиболее подверженных эмоциональному и физическому истощению работников — это работники сферы услуг, менеджеры по продажам, бухгалтеры, финансисты и экономисты.
По мнению опрошенных, в пять стрессовых ситуаций, провоцирующих выгорание, входят: большой объем задач, давление по срокам исполнения, поиски решений в конфликтных ситуациях, неадекватное поведение начальства и стихийное планирование. Как правило, об эмоциональном и физическом истощении работников в компании узнают от руководителей отделов и специалистов по работе с персоналом, с помощью личных встреч и онлайн-опросов.
Схожие результаты, кстати, в декабре 2023 г. представила платформа hh.ru. По ее данным, чаще всего выгорают специалисты отдела продаж — 39% работодателей считают «продажников» наиболее подверженными синдрому снижения мотивации. Почти каждый пятый работодатель называл в качестве наиболее уязвимых сотрудников отделов HR и разработки (22% и 20%), клиентской поддержки (19%), финансового (17%) и административного (13%) департаментов.
«Основными методами борьбы со стрессом и выгоранием работодатели считают: краткосрочный отпуск на пару дней (53%), индивидуальную работу с сотрудником, испытывающим сложности (44%), встречи с психологом (21%), перевод в другой отдел/на другую должность (6%)», — говорится в исследовании.
Согласно исследованию НАФИ Минфина России, более 13 млн работающих россиян переживают профессиональное выгорание. Практически каждый второй (45%) сталкивался с ним на практике. 42% опрошенных называют основной причиной профессионального выгорания постоянные стрессы на работе, отсутствие карьерного роста и профессионального развития.
Как отмечает психолог Ольга Авинова, к эмоциональному и физическому истощению более склонны специалисты сферы услуг, менеджеры по продажам, бухгалтеры и финансисты. По ее словам, «помогающие профессии» — это область постоянной коммуникации. Человек, который в силу своей деятельности обязан непрерывно взаимодействовать с людьми, часто отодвигает свои ценности и принципы на задний план.
Соблюдая правило рынка «клиент всегда прав», специалист понимает, что его основная задача — угодить клиенту, а для этого нужно подстроиться под его потребности, вести сложные переговоры, быть гибким, улыбчивым, дипломатичным. Специалист помогающей профессии обязан находить подход к клиенту. Это и приводит к быстрому психоэмоциональному выгоранию.
Быстрое эмоциональное выгорание приходит и к специалистам, работающим в финансовой сфере, так как их деятельность непосредственно сопряжена с высокими рисками, рассказывает Ольга Авинова. Чаще всего люди этой профессии рискуют не своими деньгами, а деньгами компаний и клиентов, что влечет за собой высокий уровень ответственности и высокий уровень стресса. Подвергаются эмоциональному истощению и другие профессионалы из-за рутинных, односложных, повторяющихся действий.
Есть несколько причин, почему в топ профессий, вызывающих выгорание, попали бухгалтеры и работники сферы услуг, поясняет основатель компании Happy Inc. Алексей Клочков. В первую очередь, это высокий уровень стресса, сопровождающий постоянное общение с разными людьми, недостаточное включение в командную работу или стратегические процессы, из-за которого люди не чувствуют сопричастности к работе компании. Также важными факторами могут быть сложные отношения с коллегами и руководством, долгий или непрозрачный карьерный рост и общая монотонность труда, однообразные задачи.
Работники, испытывающие выгорание, сталкиваются со сниженным уровнем мотивации, чаще уходят на больничные и чаще допускают ошибки, что может негативно сказаться на результативности. Кроме того, невозможность удержать выгоревшего сотрудника, замена которого обойдется компании в полторы-две его годовые зарплаты, может привести к производственным потерям.
Наличие интересных задач и карьерные перспективы — основные факторы борьбы с выгоранием. Важно, чтобы сотрудники чувствовали, что руководство ценит и замечает их усилия. Инвестиции в благоприятную рабочую атмосферу и забота о благополучии сотрудников не только способствует предотвращению выгорания, но также повышает рейтинг компании в глазах кандидатов, укрепляет HR-бренд и помогает привлекать топовых специалистов в условиях нехватки кадров.