• USD Бирж 1.08 -10.1
  • EUR Бирж 12.62 -86.22
  • CNY Бирж 28.62 +-16.05
  • АЛРОСА ао 79.34 -0.36
  • СевСт-ао 1965.8 -0.6
  • ГАЗПРОМ ао 155.94 +-0.81
  • ГМКНорНик 152.24 +-0.04
  • ЛУКОЙЛ 7656.5 -16.5
  • НЛМК ао 251.18 +-0.52
  • Роснефть 594.2 -0.15
  • Сбербанк 319.45 +-0.55
  • Сургнфгз 34.4 -0.46
  • Татнфт 3ао 738.3 -2.1
  • USD ЦБ 91.26 91.36
  • EUR ЦБ 98.83 98.67
20 лет истории
Cобытия

Чаевые дают реже, но больше

Общество
Чаевые дают реже, но больше
Фото: Freepik
Культура чаевых переживает трансформацию. Хотя способов отблагодарить обсуживающий персонал становится все больше, опросы, проведенные в США, показывают, что покупатели испытывают «усталость от чаевых», все чаще отказываются от них и возмущаются культивируемым в секторе услуг «чувством вины». В России представители сферы услуг также отмечают, что чаевые оставляют реже, хотя их размер растет. По словам собеседников «Эксперта», если тенденция отказа от чаевых сохранится, владельцам ресторанов придется использовать модель скандинавских стран и включать чаевые непосредственно в счет.

В США в 1950-е годы посетители ресторанов обычно оставляли на чай в среднем 10% от суммы счета. К 1970-м и 1980-м гг. эта величина подскочила до 15%. А в 2023 г. потребители чаще всего оставляли на чай от 15% до 25%. «То, что мы наблюдаем сейчас по всей стране, известно как „инфляция чаевых“», — заявил новостному телеканалу CNBC эксперт по этикету Томас Фарли. В разгар пандемии COVID-19 люди начали давать чаевые даже за то, за что прежде платить было не принято. «Типсы» доставщиков еды могли достигать 30% от стоимости заказа.

Традиционно чаевые были распространены при обслуживании в ресторанах. Но сейчас их получают и сотрудники салонов красоты, доставщики товаров, таксисты, персонал на заправочных станциях и даже тренеры. «Клиентов просят давать чаевые при использовании как традиционных сервисов, так и приложений для доставки. Это создает впечатление, что чаевые есть везде», — сказал CNBC Тим Селф, доцент кафедры гостеприимства Austin Peay State University.

И все же из-за роста суммы благодарности и нежелания платить под давлением потребители постепенно начинают отказываться от чаевых вообще. Так, согласно отчету о ресторанных тенденциях компании Toast, чаевые в американских ресторанах в четвертом квартале 2023 г. снизились по сравнению с аналогичным периодом пятью годами ранее. Чаевые посетителей ресторанов в США сейчас составляют в среднем 19,4% суммы чека (19,5% в 2018 г.), а чаевые в заведениях fast food за пять лет снизились до 16% (16,6% в 2018 г.).

С таким выводом согласны эксперты компании Bankrate, по данным которой две трети американцев негативно относятся к чаевым, особенно когда речь заходит о электронных подсказках их размера в системах бесконтактной оплаты.

Согласно американскому законодательству, работодатели могут платить работникам меньше минимальной заработной платы, — если получаемые ими чаевые «дотягивают» зарплату до уровня базовой оплаты труда в штате.

Отечественные нормативы к сотрудникам сектора услуг более лояльны: официально размеры чаевых у нас в стране не регулируются.

Согласно данным проекта «ВТБ.Чаевые», в 2023 г. наши граждане стали активнее посещать рестораны и благодарить персонал безналичными чаевыми. Так, число транзакций оплаты услуг в кафе, ресторанах и барах за год выросло на 16%, а объем чаевых увеличился в 1,5 раза. Общий объем платежей за услуги в заведениях общественного питания в 2023 г. вырос на 17%.

Специалисты аналитического ресурса «Чек Индекс» также в конце прошлого года отмечали рост среднего чека по чаевым. За девять месяцев 2023 г. он вырос на 20% (до 151 руб.) по отношению к аналогичному периоду 2022 г. и на 37% — к 2021 г. По России средний чек на чаевые составляет до 10% от покупки, в Москве — до 13%. При оплате наличными размер чаевых выше на 30–40%, отметили аналитики. Чаще всего чаевые оставляют барменам и официантам, на втором месте — мастера салонов красоты, таксисты и курьеры.

В свою очередь, представители рынка сервисных услуг считают, что чаевые стали платить реже, но суммы стали больше. Как отметила Мария Жакова, владелец московской студии красоты «Гладенько», с 2020 г. чаевые стали оставлять реже, но их размер увеличился почти вдвое. До февраля 2022 г. средний размер чаевых за одно посещение салона, по ее словам, составлял около 500 руб., а сегодня — уже почти 1000 руб.

Ресторатор, сооснователь ресторанной группы Joi Team Глеб Марач считает, что средняя сумма чаевых не изменилась, она по-прежнему составляет около 7% от всего оборота ресторана. По его словам, для официантов чаевые — это основной способ заработка, зарплата составляет не более 15–20% от совокупного дохода официанта. Поэтому если чаевые будут снижаться, это заставит рестораны пересмотреть политику оплаты труда и включить чаевые в сумму чека в качестве сервисного сбора. Такой подход уже много лет практикуется в скандинавских странах.

Впрочем, по мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Ольги Дмитриевой включать чаевые в счет — незаконно. По ее словам, если у нас будет принято решение на законодательном уровне разрешить организациям включать чаевые в счет, экономически это будет очень чувствительно для многих потребителей, что окажет давление на рынок общественного питания и услуг.

Материалы по теме:
Общество, 13 фев 16:35
Ozon составил портрет продавца
Общество, 6 фев 11:15
Косметику, мебель и одежду можно брать смело
Общество, 22 ноя 16:38
Возможности планировать жизнь на обозримое будущее у россиян в нынешнем году сократились по сравнению с доковидным периодом
Общество, 22 ноя 13:33
Более трети россиян живут без пары — и не жалеют об этом
Свежие материалы
В России дышится легче
В 2023 году количество инцидентов с опасными загрязнениями воздуха упало до четырехлетнего минимума
Макроэкономика и жизнь
Как обывателю понять инфляцию
Сон, спорт, секс и радость
Наука,
Универсальные правила, позволяющие продлить жизнь