В США в 1950-е годы посетители ресторанов обычно оставляли на чай в среднем 10% от суммы счета. К 1970-м и 1980-м гг. эта величина подскочила до 15%. А в 2023 г. потребители чаще всего оставляли на чай от 15% до 25%. «То, что мы наблюдаем сейчас по всей стране, известно как „инфляция чаевых“», — заявил новостному телеканалу CNBC эксперт по этикету Томас Фарли. В разгар пандемии COVID-19 люди начали давать чаевые даже за то, за что прежде платить было не принято. «Типсы» доставщиков еды могли достигать 30% от стоимости заказа.
Традиционно чаевые были распространены при обслуживании в ресторанах. Но сейчас их получают и сотрудники салонов красоты, доставщики товаров, таксисты, персонал на заправочных станциях и даже тренеры. «Клиентов просят давать чаевые при использовании как традиционных сервисов, так и приложений для доставки. Это создает впечатление, что чаевые есть везде», — сказал CNBC Тим Селф, доцент кафедры гостеприимства Austin Peay State University.
И все же из-за роста суммы благодарности и нежелания платить под давлением потребители постепенно начинают отказываться от чаевых вообще. Так, согласно отчету о ресторанных тенденциях компании Toast, чаевые в американских ресторанах в четвертом квартале 2023 г. снизились по сравнению с аналогичным периодом пятью годами ранее. Чаевые посетителей ресторанов в США сейчас составляют в среднем 19,4% суммы чека (19,5% в 2018 г.), а чаевые в заведениях fast food за пять лет снизились до 16% (16,6% в 2018 г.).
С таким выводом согласны эксперты компании Bankrate, по данным которой две трети американцев негативно относятся к чаевым, особенно когда речь заходит о электронных подсказках их размера в системах бесконтактной оплаты.
Согласно американскому законодательству, работодатели могут платить работникам меньше минимальной заработной платы, — если получаемые ими чаевые «дотягивают» зарплату до уровня базовой оплаты труда в штате.
Отечественные нормативы к сотрудникам сектора услуг более лояльны: официально размеры чаевых у нас в стране не регулируются.
Согласно данным проекта «ВТБ.Чаевые», в 2023 г. наши граждане стали активнее посещать рестораны и благодарить персонал безналичными чаевыми. Так, число транзакций оплаты услуг в кафе, ресторанах и барах за год выросло на 16%, а объем чаевых увеличился в 1,5 раза. Общий объем платежей за услуги в заведениях общественного питания в 2023 г. вырос на 17%.
Специалисты аналитического ресурса «Чек Индекс» также в конце прошлого года отмечали рост среднего чека по чаевым. За девять месяцев 2023 г. он вырос на 20% (до 151 руб.) по отношению к аналогичному периоду 2022 г. и на 37% — к 2021 г. По России средний чек на чаевые составляет до 10% от покупки, в Москве — до 13%. При оплате наличными размер чаевых выше на 30–40%, отметили аналитики. Чаще всего чаевые оставляют барменам и официантам, на втором месте — мастера салонов красоты, таксисты и курьеры.
В свою очередь, представители рынка сервисных услуг считают, что чаевые стали платить реже, но суммы стали больше. Как отметила Мария Жакова, владелец московской студии красоты «Гладенько», с 2020 г. чаевые стали оставлять реже, но их размер увеличился почти вдвое. До февраля 2022 г. средний размер чаевых за одно посещение салона, по ее словам, составлял около 500 руб., а сегодня — уже почти 1000 руб.
Ресторатор, сооснователь ресторанной группы Joi Team Глеб Марач считает, что средняя сумма чаевых не изменилась, она по-прежнему составляет около 7% от всего оборота ресторана. По его словам, для официантов чаевые — это основной способ заработка, зарплата составляет не более 15–20% от совокупного дохода официанта. Поэтому если чаевые будут снижаться, это заставит рестораны пересмотреть политику оплаты труда и включить чаевые в сумму чека в качестве сервисного сбора. Такой подход уже много лет практикуется в скандинавских странах.
Впрочем, по мнению доцента Финансового университета при правительстве РФ Ольги Дмитриевой включать чаевые в счет — незаконно. По ее словам, если у нас будет принято решение на законодательном уровне разрешить организациям включать чаевые в счет, экономически это будет очень чувствительно для многих потребителей, что окажет давление на рынок общественного питания и услуг.