Для личного пользования
Введение запрета на ввоз в Россию обширного списка товаров из Европы и объявленные в ответ Москвой контрсанкции стали «золотой жилой» для Дианы (имя изменено), которая занялась челночным бизнесом, как это было в 1990-е годы — с той разницей, что тогда она возила в Россию дешевый ширпотреб; теперь же ввозит штучный товар, цена которого может достигать шестизначных цифр.
Опыт 1990-х пригодился Диане. По заказам московских клиентов 50-летняя коммивояжерка два-три раза в месяц совершает челночные поездки в Европу — в основном за предметами роскоши. Это могут быть часы и дамские сумки, различная электроника, отсутствующие в российских аптеках лекарства, а иногда и наличные деньги.
Диана — гражданка одной из стран Евросоюза с видом на жительство в РФ. Это делает для нее границу России с ЕС прозрачной. Доход Дианы складывается из комиссии с каждого заказа, которая может достигать 20% от цены товара.
Поток санкционных товаров сейчас — дорога с двусторонним движением. Например, в Европе велик спрос на щенков от российских заводчиков собак. За щенка элитной породы с правильной родословной европейские покупатели готовы платить до четырех тысяч евро плюс расходы на оформление ветеринарных паспортов. Чтобы не ездить порожняком, Диана вывозит в Европу пуделей, шпицев и тойтерьеров, выдавая их за собственных питомцев.
«Таможенники, конечно, догадываются, что я не в турпоездки езжу туда-обратно трижды в месяц. Но поскольку груза в товарных количествах у меня с собой не бывает, формально придраться им не к чему. Я же в ответ на вопросы о происхождении подозрительного товара „включаю блондинку“. Таможенники в таких случаях обычно намекают, что мои дела им хорошо понятны, и они закрывают на них глаза просто из нежелания делать из мухи слона», — рассказала она «Эксперту».
По ее словам, подобные «командировки» — всегда хождение по лезвию бритвы. В нынешнем году российские таможенники в Ивангороде, которым оказалось не лень «делать из мухи слона», предупредили Диану, что при повторном нарушении правил они добьются лишения ее вида на жительство в РФ.
Пройдите через серый коридор
Сколько людей, подобно Диане, нашли благодаря санкциям и контрсанкциям «золотую жилу», никому точно не известно. Это латентные преступления в «серой зоне», оценить масштаб которых можно только по косвенным признакам, объясняет бывший замначальника главного управлении ФТС по борьбе с контрабандой Марат Файзулин.
«Таможенная очистка — это всегда лотерея, причем для обеих сторон. Опытный таможенник всегда вычислит неопытного курьера, и по правилам ФТС, качественной работой считается перехват до 80% незадекларированных товаров. На руку контрабандистам играет, что таможенникам не всегда охота стрелять из пушки по воробьям. Незадекларированные часы или кольцо с бриллиантом в количестве одной штуки не нанесут государству ущерба, ради которого есть смысл запускать трудозатратные административные процедуры. Наркотики, культурные ценности — другое дело. А на провоз товаров для частного потребления таможенник, случается, закрывает глаза, так как игра не стоит свеч», — сказал он «Эксперту».
Согласно обнародованному в декабре докладу организации «Всемирная инициатива против транснациональной организованной преступности», на российских «черных импортеров» наподобие Дианы приходится до 3% оборота глобального рынка предметов роскоши, который оценивается от $40 млрд до $1,5 трлн (в зависимости от того, какие позиции включаются в понятие «роскошь»).
По данным Европола, которые приводит автор доклада «Неспокойные времена» профессор Лондонского университета Марк Галеотти, именно предметы роскоши составляют сейчас львиную долю ввозимой в Россию контрабанды. Он утверждает, что они превышают в денежном выражении даже объемы «параллельного импорта» продукции машиностроения и сельского хозяйства.
Согласно докладу, объемы рынка «запрещенных удовольствий» исчисляются сотнями миллионов долларов, а по соотношению затрат и доходов это самый прибыльный сегмент «серого» рынка для российских контрабандистов.
Смутные времена для «элитных челноков» — самое благоприятное время, подтверждает Марат Файзулин.
«До обострения отношений России с Западом иностранные таможни постоянно обменивались информацией о подозрительных пассажирах. Если кто-то при посадке на рейс за рубежом запрашивал возврат НДС за товар, об этом моментально узнавали в „Шереметьеве“. На этом спалились многие скаредные граждане, которые из-за желания сэкономить пару сотен евро попадали в аэропорту прилета на конфискацию товара целиком. Но после фактического разрыва отношений между Западом и Москвой межтаможенный обмен сошел на нет — что, разумеется, очень на руку контрабандистам», — говорит эксперт.
СПРАВКА: в мае 2023 г. начальник управления трансфертного ценообразования Федеральной налоговой службы Александра Кадет рассказала, что налоговики тоже столкнулись с отказом в обмене информацией, причем не только со стороны стран, введших санкции против РФ, но и от некоторых «дружественных». А Латвия, Германия, Австрия, Швейцария, США и Великобритания прекратили такой обмен официально.
Место на рынке
Приведенные в докладе «Неспокойные времена» цифры составляют лишь надводную часть айсберга, поскольку Европол оперирует официальными данными российской таможни — то есть отслеживает только те грузы, которые ее сотрудники сумели перехватить (что, как показывает опыт Дианы и слова Марата Файзулина, происходит далеко не всегда).
ФТС за первый квартал 2023 г. возбудила 563 уголовных дела (из них 25 по фактам контрабанды наличных денег, 20 — незаконного ввоза алкоголя и табачных изделий). По фактам контрабанды драгоценностей, ювелирных изделий и предметов роскоши («специализация» Дианы) за три квартала 2023 г. служба возбудила 38 дел. Это на два дела больше, чем за весь 2022 г. Одних только сумок Louis Vuitton и парфюмерии Chanel было изъято на более чем $90 млн.
«В 1990-2000-х годах до 90% всех импортных товаров в российских магазинах ввозилось контрабандой. Сегодня эта практика стремительно возрождается — так, я все чаще вижу в ювелирных магазинах изделия без клейма пробирной палаты РФ. Я ответственно заявляю — попасть в магазины без соучастия правоохранительных органов они не могли», — утверждает Файзулин.
Как ранее писал «Эксперт», многие западные компании после начала российско-украинского конфликта либо открыто продолжают бизнес в РФ вопреки санкциям своих правительств, либо применяют различные схемы, чтобы сохранить лицо, но не потерять свою нишу на российском рынке.
Компании, производящие сверхдорогие потребительские товары, не составляют исключения. Так, французский производитель Pernod Ricard (на рынке РФ представлены его виски Jameson’s и джин Beefeater) в апреле 2023 года объявил, что возвращается в Россию. Причиной компания назвала заботу о сотрудниках своего российского подразделения, над которым якобы нависла угроза уголовного преследования за «преднамеренное банкротство».
Бренды Lancome и Yves Saint Laurent также формально покинули Россию, однако их продукция продолжает продаваться в местных бутиках. Аналитики агентства Moral Ratings Agency уверены, что эти и многие другие компании заключили некие закулисные соглашения о «сером» импорте либо подписали франчайзинговые соглашения с российскими партнерами, чтобы сохранить де-факто присутствие на местном рынке.