По словам одного из них, США прекратили участие в рабочих заседаниях Группы семи по ужесточению контроля за происхождением алмазов, попадающих на ее рынки.
«Мы хотим убедиться, что найдем правильный баланс между тем, чтобы причинить вред России, и тем, чтобы обеспечить возможность имплементации мер», — сообщил собеседник агентства на условиях анонимности.
Напомним, ограничения на импорт добытых или обработанных в России алмазов, разработанные в декабре 2023 г., с 1 марта были ужесточены — они действуют и в отношении российских алмазов, обработанных в других странах.
Лидеры стран «семерки» договорились до 1 сентября 2024 г. создать «надежный механизм» проверки и сертификации необработанных алмазов внутри Группы. Предполагается, что вновь ужесточенный запрет потребует, чтобы алмазы от 0,5 карата и выше проходили через Антверпен, древний алмазный центр в Бельгии, для сертификации прослеживаемости с применением блокчейна (цифрового реестра, применяемого в криптовалютах).
Трое собеседников Reuters указали, что страны G7 согласились выбрать Антверпен первым логистическим центром, а позднее добавить другие, однако в Вашингтоне охладели к идее обеспечить отслеживание драгоценных камней, после чего дискуссии зашли в тупик.
Впрочем, представитель администрации президента США Джо Байдена заявил агентству, что в Вашингтоне не меняли позиции по санкциям против России и сотрудничество с «семеркой» продолжат. Однако они попытаются учесть интересы отрасли, уточнил он.
«Мы должны учесть интересы африканских партнеров и африканских производителей, а также партнеров из Индии и ОАЭ <...> и убедиться, что мы также сможем сделать это приемлемым для промышленности США», — сообщил чиновник.
Мартовское расширение запрета стало одним из крупнейших потрясений в отрасли за последние десятилетия, создав хаос на международном рынке. Вынужденные проверки камней приводят к дополнительным расходам, росту цен и к длительным задержкам: если до запрета поставки в среднем занимали дни, то теперь на них уходят недели.
В феврале президенты Анголы, Ботсваны и Намибии обратились к лидерам Группы семи с письмом, в котором заявили, что заранее определенная точка входа на рынок «семерки» несправедлива. На эти три африканские страны приходится 30% добычи алмазов.
Против запрета выступили также индийские огранщики и розничные торговцы, указав, что меры плохо проработаны и приводят к росту цен и бюрократии.
Согласно заявлению министра иностранных дел Индии Субраманьяма Джайшанкара, вступление в силу в начале марта расширенных ограничений наносит ущерб алмазной промышленности Индии. Он отметил, что на страны самих ЕС и «семерки» введенные ими запреты не влияют, поскольку они являются лишь потребителями и занятость их населения от этого не зависит.