Как говорится в исследовании, сегодня каждый десятый опрошенный россиянин в возрасте 18 лет и старше старается следовать модным трендам и покупает технические новинки, как только они появляются у кого-то из окружения; каждый шестой — когда ими уже пользуются большинство знакомых. Как констатируют авторы ИСИЭЗ, сопоставление полученных данных с результатами опроса, проведенного в декабре 2018 — январе 2019 г., позволяет говорить о росте эмоционального спроса на технические новинки почти в два раза.
При этом доля респондентов, покупающих гаджеты только тогда, когда в этом есть необходимость, уменьшилась с 39% в 2018–19 гг. до 37% в 2023 г.
Росту «инновационного потребления» могли способствовать несколько факторов, считают в ИСИЭЗ. Во-первых, пандемия COVID-19 и введение санкций в 2022 г. стимулировали спрос на технику и электронику. Во-вторых, с 2018 по 2022 г. доля населения 15–74 лет, пользующегося интернетом практически каждый день, выросла с 69% до 85%. Рост вовлеченности населения в использование интернета повышает не только эффективность распространения информации об инновационных товарах и услугах, но и в целом потребность в современных цифровых устройствах.
Кроме того, покупка новых гаджетов стала одним из немногих способов эффективной траты заработной платы. Несмотря на рост доходов, такие товары долгосрочного потребления как автомобили (отчасти из-за санкций) и недвижимость становятся все менее доступными, а вот цены на бытовую технику и электронику растут не такими стремительными темпами.
Интересно, что рост спроса на цифровую технику стимулировал развитие нового вида бизнеса — ее утилизацию. Как указывают авторы исследования, почти 16% респондентов сообщили, что ненужные гаджеты они не выбрасывают, а отдают в службы утилизации. В числе причин, по которым они выбирают такой способ избавиться от лишних устройств, называются возможность заработать на сдаче и доступность сервисов по приему вышедшей из употребления техники.