В последние три года показатели приема на инженерно-технические программы увеличиваются: в 2021 г. прирост к уровню предыдущего года составил 4,5%, в 2022 г. — 8,5%, в 2023 г. — 5,7%. Это позитивный фактор, так как уровень подготовки высококвалифицированных инженеров (как и в целом представленность таких кадров на рынке труда) в значительной степени влияет на устойчивость национальной экономики и технологический суверенитет, отмечают авторы исследования.
Наибольший прирост наблюдается в области информатики и вычислительной техники (на 38,1% в 2023 г. по сравнению с 2020 г.). Это в значительной мере связано с реализацией федеральных проектов «Кадры для цифровой экономики», «Искусственный интеллект» национальной программы «Цифровая экономика РФ».
В программах подготовки инженерно-технических кадров почти две трети (247,1 тыс. человек, или 60,3%) составляют студенты, принятые на обучение за счет бюджетных ассигнований. В общем приеме их доля значительно ниже — 43,9%. В рамках квоты приема на целевое обучение в 2023 г. приняты 15,2 тыс. человек (чуть более 6% от приема за счет бюджета).
Как пишут авторы исследования, на фоне роста приема сокращается выпуск бакалавров, специалистов, магистров, в том числе по инженерному делу, технологиям и техническим наукам. Так, в 2023 г. сокращение по сравнению с 2013 г. составило соответственно 37,6 и 20,8%. В расчете на 10 тыс. занятых в экономике выпуск инженерных кадров за 2013–2022 гг. снизился с 43 до 33 человек.
При этом инженерные программы относятся к наиболее востребованным среди программ бакалавриата, специалитета и магистратуры: в 2023 г. выпуск по ним составил 28,5% общего выпуска, уступив только общественным наукам (38,6%).
В «инженерной» группе преобладают несколько направлений. Абсолютный лидер — информатика и вычислительная техника — демонстрирует и рост доли выпускников (с 3,4% в 2019 г. до 4,6% в 2023 г.). Наиболее заметное снижение за тот же период — в области техники и технологий строительства (с 3,5 до 3,2%); прикладной геологии, нефтегазового дела и геодезии (с 2,7 до 2,4%).
Как указывают эксперты НИУ ВШЭ, пока уровень подготовки абитуриентов, принятых на обучение в области инженерного дела, технологий и технических наук, недостаточен. У принятых в 2023 г. на бюджетной основе студентов бакалавриата средний балл ЕГЭ составил 68 баллов, что ниже уровня общего приема — 70,3.
Также опрос НИУ ВШЭ показывает, что в России более половины студентов бакалавриата и специалитета (55%) работают параллельно с учебой, среди студентов магистратуры таких 84%. Чуть выше доля студентов инженерно-технических программ, совмещающих учебу с работой: среди студентов бакалавриата и специалитета — 60%, магистратуры — 85%.
Не у всех будущих инженеров профиль подработки совпадает со специальностью: лишь у 34% студентов бакалавриата и 67% — магистратуры, что практически на уровне средних значений (38 и 67% соответственно). Переориентация студентов на подработку, связанную с будущей специальностью, в том числе в научно-учебных подразделениях вузов, могла бы способствовать улучшению качества подготовки, считают эксперты.
Как заявил «Эксперту» Леонид Гохберг, первый проректор Высшей школы экономики, директор Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, достижение технологического суверенитета предполагает опережающее развитие передовых технологий, которые определяют перспективу обеспечения долгосрочной технологической конкурентоспособности экономики в будущем.
«Ключевая роль в развитии инженерного потенциала страны принадлежит бизнесу: компании должны поддерживать стабильный спрос на инженеров и конкурентные условия их труда. Только формирование долгосрочных перспектив способно привлечь талантливую молодежь к освоению инженерных профессий и последующей производительной работе по полученной специальности», — уверен Леонид Гохберг.
Как напоминает профессор департамента налогов и налогового администрирования, Финансового университета при правительстве РФ Валерий Хоружий, в период расцвета Советский Союз в подготовке специалистов инженерных специальностей занимал лидирующее место на международной арене и опережал США на порядок. Но развал промышленности, наукоемких производств, научных центров, приход на отечественный рынок дешевой и некачественной продукции зарубежного производителя негативно отразились на высшей школе в целом и на подготовке специалистов по программам инженерно-технических направлений.
«Грамотная политика государства в области экономического прорыва национальной экономики послужила драйвером развития экономического потенциала во всех отраслях, а также обозначила стабильную востребованность подготовленных специалистов высшей школы в этих отраслях, оказала мультипликативный эффект на запрос рынка труда по новым инженерно-техническим специальностям», — констатирует Валерий Хоружий.
Эксперт отмечает, что ситуация коснулась ряда востребованных специальностей, в том числе в области автоматизации процессов, обработки и структурирования данных CRM-систем, технологий искусственного интеллекта и нейросетей ChatGPT, технологий virtual reality, или VR, игровой индустрии, строительства, недвижимости и медицины. Так, популярность получили такие специальности, как «Инженер данных», «AI-тренер», «Архитектор виртуальной и дополненной реальности», «Проектировщик 3D-печати», «Специалист по Data Science», «Специалист по машинному обучению» и др.
Анализ тенденций развития инженерного образования в России указывает на возможное частичное закрытие в среднесрочной перспективе дефицита высококвалифицированных инженерных кадров в сфере IT ввиду опережающего роста приема в вузы на соответствующие направления подготовки. Удовлетворение потребности рынка труда в кадрах остальных инженерно-технических специальностей — вопрос несколько более отдаленной перспективы, признали авторы исследования.