Интервью

Интернет плохого не посоветует

Половина покупателей не знают о работе рекомендательных алгоритмов

Интернет плохого не посоветует
Фото: Freepik
В интернет-магазинах, видео- и музыкальных сервисах, социальных сетях используются инструменты, которые анализируют предпочтения пользователей и пытаются предсказать, что их может заинтересовать. По данным исследования аналитического центра НАФИ, половина пользователей не знают, как работают алгоритмы рекомендаций, подбирающие релевантные товары или услуги, однако подавляющее большинство довольны результатами их работы и следуют рекомендациям.

Рекомендательные механизмы — универсальный инструмент манипулирования пользователем. В интернет—магазинах на первых экранах появляются товары, которые, по мнению системы анализа пользовательского поведения, могут быть нужны покупателю (или их нужно как можно скорее продать). То же относится к фильмам, новостям, музыке, записям в социальных сетях (исключение — telegram, где пользователи видят записи в каналах одинаково, в хронологическом порядке). Как работают эти системы — отдельная тема, авторов исследования интересовала осведомленность пользователей об их существовании и работе.

Аналитический центр НАФИ в мае 2024 г. опросил 1600 граждан РФ старше 18 лет из всех регионов страны. Согласно выводам исследователей, менее половины опрошенных (46%) имеют общие представления о том, как устроены рекомендательные системы в интернете. Каждый третий плохо представляет принципы работы рекомендательных алгоритмов, а каждый шестой вообще не знает, что это такое.

Несмотря на низкий уровень понимания принципов работы рекомендательных систем, большинство пользователей довольны результатом, констатируют в НАФИ. Так, две трети респондентов говорят, что чувствуют, что поисковая выдача учитывает их индивидуальные вкусы и предпочтения, когда они ищут товары на маркетплейсах или услуги на других сервисах.

Недовольны работой рекомендательных сервисов 17% опрошенных. По их мнению, рекомендации идут вразрез с тем, что им действительно интересно и нужно. Исследование также показало, что 44% россиян готовы предоставлять информацию о себе для получения индивидуального обслуживания и персональных предложений. В 2017 году таких респондентов было 19%, а в 2023-м — 40%.

Как рассказала «Эксперту» директор направления маркетинговых исследований аналитического центра НАФИ Наталья Кузнецова, успех предприятий сектора e-commerce во многом связан с работой рекомендательных систем.

«Масштабное внедрение генеративного ИИ и рекомендательных алгоритмов в маркетинг — тренд последних нескольких лет», — отмечает она.

С ростом объема предлагаемых в интернет—магазинах товаров покупателю нужно тратить все больше времени на поиск нужных товаров (вбейте в строке поиска Ozon слово «чемодан» и следующий час вы проведете за изучением карточек сотен образцов этой продукции) и здесь на помощь приходят рекомендательные алгоритмы.

В этой ситуации наличие алгоритма рекомендаций и умного ассистента в приложениях становится важной частью клиентского сервиса. Бизнес, который не будет следовать этой тенденции, рискует остаться за бортом. Такие системы приносят очевидную выгоду владельцам онлайн-магазинов и сервисов, помогая увеличить конверсию и средний чек.

«Есть и очевидные минусы, — добавляет Наталья Кузнецова. — Пользователи привыкают к подсказкам, теряя стимул изучать что-то новое и расширять горизонт интересов. Это особенно заметно при потреблении новостей и формировании умной ленты
в социальных сетях».

В НАФИ полагают, что в будущем рекомендательные системы станут еще точнее и персонализированнее благодаря искусственному интеллекту, учету местоположения пользователя, времени суток и даже его эмоционального состояния. Можно ожидать масштабирования алгоритмов рекомендаций в сферах финансовых услуг, здравоохранения и образования.

Рекомендации в социальных сетях фильтруются с помощью технологий машинного обучения, отмечает в свою очередь директор по digital & social media PR Partner Дамир Фейзуллов. Система сохраняет и накапливает информацию о пользователе. У рекомендательной системы, помимо положительных моментов, есть отрицательная сторона. Из-за постоянно просмотра новостей в разных социальных сетях и ежедневного погружения в интернет у людей возникает односторонний взгляд на вещи и события. Это так называемый «эффект фильтров». Например, девушка с расстройством пищевого поведения постоянно смотрит видео и читает про похудение, калории и т.д. Алгоритмы считывают интересы и предлагают как можно больше похожих новостей. Девушка будет постоянно читать и зацикливаться на похудении и считать, что это хорошо, так как об этом написано в интернете. Если она возьмет другое устройство, то новости и рекомендации по этой теме будут совершенно другими.

Материалы по теме:
Общество, 19 сен 22:40
Владиславу Бакальчуку придется продолжать корпоративный спор под следствием
Общество, 18 сен 21:48
Перестрелка не сулит сторонам спора ничего хорошего
Общество, 28 июн 13:30
Кто делает покупки на маркетплейсах
Общество, 18 июн 18:15
Ответственность за качество товара должны разделить продавец и торговая площадка
Свежие материалы
Российскому алюминию закрывают путь в Европу
Промышленность,
РУСАЛу остается надеяться на китайских строителей и автопроизводителей
Почему ей этого хочется
Культура,
«Плохая девочка» — любовная история топ-менеджера, которая жаждет подчиняться
Рынок акций сменил направление
Финансы,
Индекс Мосбиржи переходит в восходящий тренд