Интервью

Ранняя дорога в виртуальный мир

Смартфон нужен ребенку с четырех лет

Ранняя дорога в виртуальный мир
Фото: Freepik
Доступ детей к цифровым устройствам зависит от социально-экономического положения семьи и от мнения родителей о целесообразности раннего контакта с виртуальным миром. Но чем позже ребенок получит свой первый гаджет, тем сложнее ему будет в будущем ориентироваться в информационных технологиях, говорится в исследовании китайских ученых Цзе и Цзинданя Ху «Влияние возраста при первом регулярном доступе к цифровым устройствам на эффективность цифрового чтения: опосредованный эффект когнитивной гибкости». Более того, поздний доступ к цифровым устройствам может иметь долгосрочные негативные последствия для формирования навыков, необходимых в современном мире.

В исследовании, опубликованном в журнале Humanities & Social Sciences Communications, изучалась взаимосвязь между возрастом, в котором дети впервые получают регулярный доступ к цифровым устройствам, и навыками цифрового чтения в 15 лет в сочетании с когнитивной гибкостью. Термином «цифровое чтение» авторы обозначают умение ребенка читать документ на электронном носителе с его особенностями навигации, поиска и т.д. Когнитивная гибкость была определена исследователями как предполагаемая способность учащихся мысленно адаптироваться к различным ситуациям реальной жизни и оценивать, смогут ли они найти решения в необычных обстоятельствах.

Для обработки авторы использовали данные более чем 155 тыс. 15-летних учащихся 18 стран ОЭСР, взятых из Программы международной оценки учащихся (PISA).

Чтение является основным видом деятельности при использовании различных устройств, фундаментальным навыком обучения в цифровой среде и социальной вовлеченности. Цифровое чтение заставляет ребенка прилагать определенные когнитивные усилия, поскольку требует умений давать оценки, осуществлять навигацию, определять местоположение, подтверждать и организовывать информацию. По этой причине цифровое чтение требует значительно более высоких когнитивных ресурсов, чем чтение обычной книги.

Было обнаружено, что возраст первого регулярного использования цифровых устройств связан с будущей компетентностью человека в области цифровых технологий. Результаты показали, что у детей, чей первый регулярный доступ к цифровым устройствам произошел после 9 лет, хуже развиты навыки цифрового чтения, чем у тех, кто впервые получил регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте 3 лет. Однако тут есть и побочные эффекты, поскольку пользователи цифровых устройств склонны к зависимости и проблемному поведению в подростковом возрасте.

Подростки, которые впервые получили регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте 4–6 лет, с большей вероятностью достигали таких же или более высоких результатов в цифровом чтении, чем подростки, которые впервые получили регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте до 3 лет. Одним из возможных объяснений может быть то, что у маленьких детей не развиваются зрелые морфологические или орфографические знания для понимания текстов. В целом же визуальная и слуховая информация из цифровых книг привела к более высокому уровню понимания сюжетов и словарного запаса у детей разного возраста.

Результаты исследования имеют практическое значение, так как свидетельствует о необходимости активнее вовлекать в ИТ юных пользователей цифровых устройств.

Форсированная цифровизация превратила интернет из канала коммуникации в среду существования брендов, стерла грань между онлайн и офлайн реальностью, прочно встроив цифровые инструменты в обыденную жизнь, отмечает руководитель и сооснователь компании по разработке цифровых продуктов и иммерсивных решений VRT Константин Негачев. В этой ситуации раннее знакомство с цифровыми устройствами — неизбежность. С каждым новым поколением уход «в цифру» будет происходить все стремительнее, условный разрыв между поколениями будет неизбежен. По его словам, у каждого поколения есть свое восприятие интернета. Для поколения Y (c 80-х по 2000-е), интернет — это инструмент. В отличие от поколений Z (с конца 90-х и до 2010) и Alpha (2010 — н.в.), рожденных в эпоху ускоренного технологического развития, для которых интернет — это среда обитания, и которые получили ранний доступ к цифровым устройствам.

Материалы по теме:
Общество, 2 сен 15:00
Как цифровизация меняет высшее образование
Общество, 19 июн 15:43
Человечеству грозит вымирание из-за собственных отпрысков
Общество, 10 июн 10:32
Гаджеты изменяют химический состав мозга подростков
Общество, 5 июн 13:35
Зуммеры и миллениалы готовы платить на 10–30% больше за «устойчивую» продукцию
Свежие материалы
Как создать ChatGPT за $450
Технологии,
Синтетические данные и дообучение делают ИИ дешевле
Деньги перетекают в ПИФы
Финансы,
Чистый приток средств в паевые инвестиционные фонды в 2024 году вырос в 3,5 раза
Чего стоит ждать от визита Михаила Мишустина во Вьетнам
Экономика,
Глава кабмина проложит дорогу туристам и мирному атому