Согласно исследованию, ситуации, при которых сотрудники не могут или не хотят выполнять прямые распоряжения начальства, нередки. Так, 72% респондентов отметили, что часто получают поручения, которые невозможно выполнить качественно из-за нехватки времени или ресурсов. 62% сталкиваются с непонятными задачами. Каждый второй получал поручения, которые должны быть адресованы другим сотрудникам, а 10% встречаются даже с незаконными, по их мнению, заданиями руководителя.
При этом более половины работники не готовы беспрекословно выполнять некорректные задания начальства: 53% респондентов не подчинятся, если сочтут поставленную задачу ошибочной, незаконные поручения не будут выполнять 48% опрошенных, невыполнимые сроки вызовут отказ у 47% сотрудников, а 36% не подчинятся, если посчитают, что поручение должен выполнять коллега.
Отметим, что исследование проводилось среди гражданских структур и компаний. Представить себе такой хаос в военизированных организациях или на предприятиях критической инфраструктуры (скажем, РЖД или «Россети») просто невозможно.
При этом чем выше должность работника, тем легче он воспринимает подобные распоряжения начальства. Негативные эмоции не испытывают 4% специалистов, 14% линейных менеджеров, 36% топ-менеджмента и 50% представителей среднего менеджмента.
Авторы исследования делают вывод, что сознательность (читай — самоуверенность) персонала растет с возрастом. Например, респонденты до 35 лет только в 35% случаев отказываются выполнять незаконное поручение, в то время как 35+ не готовы этого делать уже в 49% случаев.
Хотя большая часть участников опроса проявляет осознанное неподчинение, в дальнейшем они все же предпочитают находить компромиссное решение проблемы.
При этом осознанное неподчинение зачастую приносит несомненную пользу компании, констатируют авторы исследования. Большая часть участников опроса обратила внимание на личную пользу (53%), полезность для своей команды отметили 46% респондентов, а плюсы для самой компании выделили 39% сотрудников. И только 19% не заметили никаких позитивных последствий у неподчинения.
В таких ситуациях крайне важно понимать причины происходящего и верно их оценивать. Так, по словам Алексея Ильина, генерального директора издательской группы «Альпина» и издательства «Альпина Паблишер», любой руководитель, который сталкивается с неподчинением на работе, испытывает широкий спектр эмоций: от ярости до растерянности. «Стремление к контролю — естественное свойство руководителя, а любое неподчинение воспринимается как угроза авторитету. Но если всегда дожимать свои решения, это со временем убьет мотивацию и радость от работы, а руководитель не будет иметь „предохранителей“ от управленческих ошибок», — полагает он.
И в этой ситуации важность открытого диалога в компании несомненна. Как отмечает проректор СберУниверситета по исследованиям и инновациям Алексей Суханов, «критическая обратная связь от сотрудника не попытка нарушить субординацию, а сигнал, что задача требует разъяснений. Если подчиненный считает поручение ошибочным, руководитель должен инвестировать собственное время, чтобы удостовериться в его корректности. В противном случае ситуация грозит не только подрывом авторитета руководителя, но и бесполезной тратой ресурсов сотрудников».