• USD Бирж 1.08 +10.23
  • EUR Бирж 12.68 +86.32
  • CNY Бирж 28.65 +-16.02
  • АЛРОСА ао 77.75 -0.05
  • СевСт-ао 1924.2 +-2.2
  • ГАЗПРОМ ао 154.47 -0.22
  • ГМКНорНик 153.98 +-0.32
  • ЛУКОЙЛ 7712.5 -7.5
  • НЛМК ао 247.66 -0.8
  • Роснефть 579.95 -1.65
  • Сбербанк 310.76 +-0.14
  • Сургнфгз 36.41 +-0.08
  • Татнфт 3ао 721.5 +-0.3
  • USD ЦБ 91.82 91.12
  • EUR ЦБ 98.95 98.31
20 лет истории
Cобытия

Маршруты для ответственного туриста

Общество
Маршруты для ответственного туриста
Фото: Михаил Терещенко/ТАСС
Национальное рейтинговое агентство (НРА) опубликовало второй ежегодные рэнкинг устойчивости развития туризма и индустрии гостеприимства в субъектах РФ. На первом месте оказался Санкт-Петербург, но и остальные регионы улучшили свои позиции.

Динамика положительная

Результаты рэнкинга говорят о положительной динамике внедрения принципов устойчивого развития в туризме. Средний уровень индекса, рассчитанный для 85 регионов РФ, составляет 0,473, что выше, чем в прошлом году — 0,435. Увеличились также максимальное и минимальное значение индекса, а число регионов, улучшивших позиции, существенно превышает количество тех, чьи позиции ухудшились.

В 2024 г. лидером рэнкинга стал Санкт-Петербург. Как пояснили «Эксперту» в администрации города, за 2023 г. его посетили 9,4 млн гостей, а вклад туризма в экономику составил 482,7 млрд руб. — на 32% больше, чем годом ранее.

«Мы обдуманно подходим к вопросам создания новых качественных конкурентоспособных туристских продуктов, комфортных, безопасных, гостеприимных условий для пребывания в городе, развития креативных индустрий, формирования стратегических планов развития — от мастер-планов макротерритории до проектирования отдельных точек притяжения», — приводятся в сообщении администрации слова Наны Гвичия, заместителя председателя Комитета по развитию туризма Санкт‑Петербурга.

Прошлогодний лидер — Краснодарский край переместился на второе место, сохранив значение интегрального индекса на прежнем уровне. На третьем месте рэнкинга находится Республика Татарстан.

На самых низких позициях рэнкинга находятся Республика Коми, Омская и Амурская области. Они отнесены в разряду «начальный» по уровню интеграции принципов устойчивого развития в управление развитием туризма.

Авторы исследования отмечают, что туризм становится стратегическим ресурсом российской экономики, и развитие современной туристической инфраструктуры затрагивает большинство субъектов РФ. Но одновременно растут и риски негативного воздействия туризма на окружающую среду, утраты исторического и культурного наследия, конфликтов туристов и местного населения.

Как рассказал «Эксперту» губернатор Архангельской области Александр Цыбульский, число туристов, посетивших область (позиции в рэнкинге НРА характеризуются как «умеренные»), за 2023 г. выросло в 2 раза и составило более 800 тыс. По словам главы региона, туризм — мультипликатор рабочих мест, он важен для роста предпринимательской и инвестиционной активности, повышения качества жизни населения, расширения международного сотрудничества.

«Отдельная тема — туризм на природных территориях с особым статусом, в том числе в национальных парках, развитие которого требует широкого межведомственного взаимодействия, тщательной проработки нормативной базы на федеральном уровне. И наша задача — развить такие места, в том числе и в части туризма», — констатировал Александр Цыбульский.

Еще один «умеренный» регион — Магаданская область. Как отмечает председатель Магаданского регионального отделения «Деловой России», директор компании «Бизнес Индустрия» Юрий Агафонов, Колыма — пока далеко не самое популярное направление, куда можно отправиться на отдых. Но, если в 2020 г. ее посетили 65 тыс. человек, то в 2021-м — уже 87 тысяч. А в 2022-м турпоток вырос еще на 41% в сравнении с предыдущим годом.

«Девственная природа труднодоступных мест, нереальной красоты виды и интересная история — вот что может предложить гостям наш край. В этой связи очень важно сохранять эту нетронутую природную красоту в ее первозданном виде, а, следовательно, соблюдать все экологические нормы. Для этого беспилотники помогают нам бороться с пожарами и нечистоплотными недропользователями», — рассказывает Агафонов.

С опорой на мировую практику

Воздействие на окружающую среду оказывают углеродные выбросы от транспорта, мусор, оставленный туристами, антропогенная нагрузка.

«Отсутствие управления ресурсами может привести к истощению туристических достопримечательностей, что в долгосрочной перспективе подрывает основы бизнеса. Устойчивый туризм может привлекать более высокий сегмент рынка, так как все больше туристов предпочитают отдых, который совместим с их ценностями в области защиты окружающей среды и общественной поддержки», — заявил «Эксперту» зампредседателя комитета по туризму, координатор по УрФО «Деловой России», гендиректор УК туркластерами Свердловской области Леонид Гункевич.

Он отметил, что расходы на экологичность в принципе могут стать для туристических компаний обязательными — во многих странах такие практики уже внедрены. Во Франции есть закон о зеленой экономике, который обязывает туристические компании уменьшать свое влияние на окружающую среду и информировать потребителей об устойчивых практиках. В Швеции туристическая ассоциация ввела систему Nature’s Best, национальный качественный лейбл для экотуризма, который помогает туристам выбирать экологически ответственные турпродукты.

В Коста-Рике есть специальная сертификация для устойчивого туризма (CST — Certification for Sustainable Tourism), они награждают туристические компании звездами за их уровень устойчивости. В Новой Зеландии стимулируют устойчивый туризм через программу Qualmark, которая включает в себя систему оценки для туристических предприятий, основанную на экологических и социальных критериях. В Сингапуре правительство внедрило систему сертификации Green Mark для зданий, которая требует от гостиниц и других туристических объектов минимизации экологического воздействия.

«В России мы еще далеки до этого уровня социальной и экологической осознанности, но постепенно начинаем двигаться в направлении к этой цели, и рэнкинг устойчивого туризма в регионах это подтверждает», — констатировал Леонид Гункевич. По его мнению, повышению позиций в рэнкинге могут способствовать образовательные программы для сотрудников и туристов по вопросам экологии и устойчивого туризма, разработка маршрутов экотуризма и поддержка природоохранных территорий.

Кроме того, можно приучать туристов к бережному отношению к природе, развивая систему разделения отходов, взимая плату за въезд в защищаемые зоны. Могут сыграть роль также сертификация и маркировка товаров в соответствии с международными стандартами устойчивого развития (например, Green Globe, LEED, BREEAM).

Исследование было выполнено Национальным рейтинговым агентством и ESG-лабораторией МГУ при поддержке Российского географического общества, комитета Государственной думы по туризму и развитию туристической инфраструктуры, научно-образовательного консорциума «Устойчивый туризм», комитета устойчивого туризма Делового центра экономического развития СНГ и Общенационального союза индустрии гостеприимства.

Материалы по теме:
Общество, 1 мая 09:47
Индекс предпринимательской уверенности в туризме РФ вырос до максимального уровня с 2014 года
Общество, 2 апр 18:00
На первом месте находятся жалобы на уровень заработной платы
Общество, 25 мар 17:16
Туризм с едой и погружением набирает обороты
Общество, 11 мар 08:00
Что будет реализовано в ближайшие шесть лет
Свежие материалы
Дивиденды вдохновляют инвесторов
Финансы,
«Лукойл» потянул за собой индекс Мосбиржи
Исцеляющая среда
Города,
Как медики и архитекторы создают салютогенный дизайн
Особая дата для всех поколений
Общество,
Девять из десяти россиян обсуждают Великую Отечественную войну в кругу семьи