На работу некому идти
Выступление вице-премьера состоялось в Санкт-Петербурге в рамках чемпионата по профессиональному мастерству «Профессионалы» и IX Всероссийского форума «Национальная система квалификаций России». По ее словам, сейчас формируется прогноз потребности в трудовых ресурсах на среднесрочную и долгосрочную перспективу. От качества этого прогноза зависит будущее всей экономики. Поэтому «необходимо сделать максимально корректный прогноз, чтобы под него можно было выстраивать и сферу образования, и систему переподготовки кадров».
Проблема дефицита рабочих кадров решается в том числе благодаря программе «Профессионалитет». Она предполагает плотное взаимодействие регионов, работодателей и правительства, чтобы на базе организаций среднего профессионального образования создавать учебно-производственные кластеры. Сегодня в кластеры входят 900 учебных заведений, по направлениям «Профессионалитета» учатся 350 тыс. студентов.
Как напоминает «Интерфакс», в начали осени 2023 г. министр труда и социальной защиты РФ Антон Котяков заявлял, что потребности российской экономики в кадрах к 2030 году вырастут до более чем 73 млн человек. По его данным, наибольшая потребность сложится в обрабатывающей промышленности, а также в научно-исследовательской деятельности и IT.
Проблема глобальная, подтвердил «Эксперту» первый заместитель председателя комитета Госдумы по науке и высшему образованию Владимир Сипягин. Кадровый голод — самый большой риск для развития экономики страны. Потребность только в обрабатывающей промышленности сейчас составляет порядка 650 тыс. незаполненных вакансий. Корни проблемы, считает депутат, кроются, во-первых, в демографической яме 90-х годов, в результате чего на смену тем, кому 40-50 лет, не приходит трудоспособная молодежь. Вторая проблема — это система подготовки кадров.
Лидеры дефицита
Сегодня, рассказывает владелец агентства занятости «Приоритет Проф» Наталья Жукова, очень велика нехватка рабочих рук в производственной сфере: нужны токари-станочники, фрезеровщики, карусельщики, расточники, шлифовщики, операторы и наладчики станков с ЧПУ. В числе дефицитных профессий — слесари, сварщики, да вообще любые рабочие специальности.
«Проблема системная, — констатирует эксперт. — Практически все квалифицированные специалисты, имеющиеся на рынке труда, в возрасте 40 лет и старше. Профессиональные училища, существовавшие в советские времена, стали приходить в упадок уже в 80-е гг. прошлого века. Учиться в ПТУ стало непрестижно. В 90-е гг. проблемы только усилились, а в XXI в. возродить среднее специальное образование не удалось. Заводы приходили в упадок, особенно в регионах, в небольших городах».
Конечно, признает эксперт, проблему с кадрами сами промышленные предприятия пытались и пытаются решить, создавая свои учебные центры, сотрудничая с училищами и вечерними школами. Но этих усилий недостаточно.
Существует прогноз, что в ближайшие годы произойдет серьезная модернизация производств, глобальная замена старого оборудования на абсолютно новые технологии, где роль человека и его участие в производственном процессе будет совсем незначительной. На этом фоне надобность в кадрах отпадет. «Лично я не особо в это верю. Если и произойдут такие перемены, то точно не по всей стране и не так быстро», — полагает Наталья Жукова.
«Молодежь не заинтересована в выборе рабочих профессий, предпочитая отрасли, где условия труда и вознаграждение более привлекательны. Например, вместо того, чтобы несколько лет учиться в колледже, можно просто пойти на онлайн-курсы и уже за 3-6 месяцев освоить более престижную и высокооплачиваемую профессию IT-специалиста, интернет-маркетолога или UX-дизайнера, — считает основатель компании Happy Inc., эксперт в области управленческого и HR-консалтинга в России Алексей Клочков. Важно и отсутствие карьерных возможностей. Должности бригадира или начальника цеха можно достичь за 5-10 лет. Это довольно долгий путь. В то время как в офисе возможен быстрый карьерный и профессиональный рост, который подкрепляется комфортными условиями работы и соответствующей зарплатой».
Играет роль и неравномерное распределение специалистов по регионам — в некоторых из них спрос на определенные специальности может быть выше, чем предложение. Большое количество мигрантов, готовых работать за более низкую зарплату, также обесценивает престижность рабочих профессий.
Кадровый голод испытывает и транспорт. Как рассказывает руководитель комитета по транспортной логистике «Деловой России», совладелец и заместитель директора ПЭК Вадим Филатов, за пять лет дефицит водителей, которые управляют грузовиками массой свыше 3,5 тонн на магистральных рейсах, увеличился с 15 до 21%.
И проблема профессиональной подготовки кадров тут также важна — по словам эксперта, федеральный образовательный стандарт обучения водителей грузовиков устарел и не соответствует потребностям рынка. Автошколам не хватает материально-технической базы, они проводят подготовку на устаревших автомобилях, не обучают навыкам безопасного и экономичного вождения, специфике управления тягачом с полуприцепом, не дают знаний в области экспедирования, и главное — не гарантируют дальнейшее трудоустройство.
Человек труда
«В следующем году, — считает Алексей Клочков, — мы снова столкнемся с дефицитом кадров. Но уже сейчас среди работодателей заметна тенденция на удержание и развитие сотрудников. В будущем она продолжится. Для этого компании, во-первых, будут больше инвестировать в образовательные и мотивационные программы. Во-вторых, они будут предлагать конкурентные условия: увеличивать социальные пакеты, повышать зарплаты, улучшать условия труда. В-третьих, расширится система бонусов: абонементы в спортклубы, ДМС, консультации с психологами и юристами, льготы для детей сотрудников, беспроцентные рассрочки, программы релокации, а также другие привилегии. Все, чтобы привлечь и удержать ценных специалистов».
Для решения задачи, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по строительству и ЖКХ Владимир Кошелев, сейчас прорабатывается механизм создания на базе региональных промышленных предприятий собственных учебных центров и филиалов техпрофучилищ. Для этого потребуются государственная поддержка в виде обнуления как минимум на 5 лет имущественного налога на имущество, которое используется в целях образования, а также специальные упрощенные лицензии для предприятий на ведение образовательной деятельности собственными силами.
Кроме того, уверен Кошелев, надо обязать региональные власти устанавливать инвестиционный налоговый вычет для предприятий, инвестирующих в образовательные учреждения. Налоговым кодексом предусмотрено право субъекта РФ установить такой вычет в размере до 100% от суммы расходов в виде стоимости имущества, включая денежные средства, безвозмездно переданные образовательной организации.
Решить проблему, уверен Вадим Филатов из «Деловой России», поможет федеральный проект, с помощью которого государство и частные компании совместными усилиями повысят качество обучения, профессиональной подготовки, а также наладят взаимодействие между работодателями и новыми сотрудниками.