Журнал Humanities and Social Sciences Communications на прошлой неделе опубликовал результаты исследований университета ИТМО «Коммуникативные навыки: необходимость для студентов и работодателей», касающиеся спроса на работников с soft skills.
Специалистами ИТМО был проведен анализ вакансий на платформе поиска работы HH.ru с последующим опросом как студентов, так и работодателей, а также исследован опыт выпускников и рынка труда в России. Результаты ожидаемо показали, что обучение студентов и развитие у них soft skills («мягких навыков») следует поддерживать, поскольку будущие работодатели ценят этот опыт.
В ИТМО провели качественный контент-анализ вакансий из профессиональных областей, соответствующих профилю университета. Целью анализа было выявить 15 наиболее распространенных требований к кандидатам. После анализа 63 273 позиций первые три места заняли такие soft skills как командная работа, навыки делового общения и организаторские способности.
Студенты и выпускники демонстрируют высокую готовность к дополнительному обучению, в том числе за свой счет. Большинство студентов готовы тратить на него до четырех часов в неделю. Самыми популярными форматами являются гибридный формат обучения и доступ к предварительно записанным онлайн-курсам.
Среди типичных проблем университетского образования в области soft skills респонденты выделили низкий уровень коммуникативных навыков у студентов и выпускников, недостаточное внимание к их развитию в целом, неразвитые навыки тайм-менеджмента, отсутствие эмоционального интеллекта, отсутствие навыков обучения посредством заинтересованного наблюдения.
Компании часто самостоятельно обучают специалистов начального уровня следующим коммуникативным навыкам: публичным выступлениям, навыкам аргументации, рассказыванию историй, ведению переговоров, общению, тайм-менеджменту, эмоциональному интеллекту, управлению конфликтами, навыкам планирования и менеджмента. Респонденты также отметили, что компании выделяют бюджет на обучение, отдавая предпочтение hard skills, выделяя определенную сумму на каждого сотрудника, но стремясь решать вопросы обучения внутри компании, без аутсорсинга.
Авторы исследования делают вывод: развитие программных навыков в российских вузах оправдано и необходимо как с точки зрения работодателей, так и студентов. При этом, указывают они, есть разрыв между требованиями и ожиданиями работодателей и фактическим уровнем развития гибких навыков у молодых сотрудников.
Подход работодателей к подготовке объявлений о вакансиях оценен как поверхностный и в целом довольно небрежный. Вузы также плохо осведомлены о потребностях работодателей. «Следовательно, стоит продолжать контакты с представителями работодателей, перевести опросы и интервью компаний в формат регулярной практики, чтобы помочь работодателям осознать их потребности, а в некоторых случаях даже спроектировать их», — констатировали авторы исследования.
Сегодня многие работодатели считают, что профессиональных знаний недостаточно для работы. Поэтому они настаивают на прохождении сотрудниками различных курсов по получению «мягких навыков». В результате работники могут легче и быстрее решать рутинные задачи, компания получает мастеров на все руки, способных решить в рамках бизнеса большинство проблем и даже заместить несколько позиций — собственно, в этом часто и заключается требование об «адаптации к изменениям».
С одной стороны, наличие таких навыков может открыть сотруднику дорогу для карьерного роста — это факт. С другой — как правило, наличие «справки» становится поводом дозагрузить работника новыми обязанностями, а это выдерживают не все. В результате возникает текучка кадров. К тому же часто на модной волне работодатели забывают, что сотруднику важнее всего хорошо знать свою профессию.
Soft skills — это действительно ключевое требование рынка и работодателя, потому что после окончания вуза или колледжа, как правило, у выпускника есть две карьерные траектории, объясняет заместитель директора центра Национальной технологической олимпиады НИУ ВШЭ Игорь Барсуков. Первая — когда он развивается до экспертной позиции, и с этой точки зрения важно развивать hard skills. Второй трек — когда он идет в административном, управленческом направлении. В этом случае soft skills, безусловно, играют ведущую роль, способствуя командной работе, лидерству, развитию эмоционального интеллекта.