Интервью

Ранняя дорога в виртуальный мир

Смартфон нужен ребенку с четырех лет

Ранняя дорога в виртуальный мир
Фото: Freepik
Доступ детей к цифровым устройствам зависит от социально-экономического положения семьи и от мнения родителей о целесообразности раннего контакта с виртуальным миром. Но чем позже ребенок получит свой первый гаджет, тем сложнее ему будет в будущем ориентироваться в информационных технологиях, говорится в исследовании китайских ученых Цзе и Цзинданя Ху «Влияние возраста при первом регулярном доступе к цифровым устройствам на эффективность цифрового чтения: опосредованный эффект когнитивной гибкости». Более того, поздний доступ к цифровым устройствам может иметь долгосрочные негативные последствия для формирования навыков, необходимых в современном мире.

В исследовании, опубликованном в журнале Humanities & Social Sciences Communications, изучалась взаимосвязь между возрастом, в котором дети впервые получают регулярный доступ к цифровым устройствам, и навыками цифрового чтения в 15 лет в сочетании с когнитивной гибкостью. Термином «цифровое чтение» авторы обозначают умение ребенка читать документ на электронном носителе с его особенностями навигации, поиска и т.д. Когнитивная гибкость была определена исследователями как предполагаемая способность учащихся мысленно адаптироваться к различным ситуациям реальной жизни и оценивать, смогут ли они найти решения в необычных обстоятельствах.

Для обработки авторы использовали данные более чем 155 тыс. 15-летних учащихся 18 стран ОЭСР, взятых из Программы международной оценки учащихся (PISA).

Чтение является основным видом деятельности при использовании различных устройств, фундаментальным навыком обучения в цифровой среде и социальной вовлеченности. Цифровое чтение заставляет ребенка прилагать определенные когнитивные усилия, поскольку требует умений давать оценки, осуществлять навигацию, определять местоположение, подтверждать и организовывать информацию. По этой причине цифровое чтение требует значительно более высоких когнитивных ресурсов, чем чтение обычной книги.

Было обнаружено, что возраст первого регулярного использования цифровых устройств связан с будущей компетентностью человека в области цифровых технологий. Результаты показали, что у детей, чей первый регулярный доступ к цифровым устройствам произошел после 9 лет, хуже развиты навыки цифрового чтения, чем у тех, кто впервые получил регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте 3 лет. Однако тут есть и побочные эффекты, поскольку пользователи цифровых устройств склонны к зависимости и проблемному поведению в подростковом возрасте.

Подростки, которые впервые получили регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте 4–6 лет, с большей вероятностью достигали таких же или более высоких результатов в цифровом чтении, чем подростки, которые впервые получили регулярный доступ к цифровым устройствам в возрасте до 3 лет. Одним из возможных объяснений может быть то, что у маленьких детей не развиваются зрелые морфологические или орфографические знания для понимания текстов. В целом же визуальная и слуховая информация из цифровых книг привела к более высокому уровню понимания сюжетов и словарного запаса у детей разного возраста.

Результаты исследования имеют практическое значение, так как свидетельствует о необходимости активнее вовлекать в ИТ юных пользователей цифровых устройств.

Форсированная цифровизация превратила интернет из канала коммуникации в среду существования брендов, стерла грань между онлайн и офлайн реальностью, прочно встроив цифровые инструменты в обыденную жизнь, отмечает руководитель и сооснователь компании по разработке цифровых продуктов и иммерсивных решений VRT Константин Негачев. В этой ситуации раннее знакомство с цифровыми устройствами — неизбежность. С каждым новым поколением уход «в цифру» будет происходить все стремительнее, условный разрыв между поколениями будет неизбежен. По его словам, у каждого поколения есть свое восприятие интернета. Для поколения Y (c 80-х по 2000-е), интернет — это инструмент. В отличие от поколений Z (с конца 90-х и до 2010) и Alpha (2010 — н.в.), рожденных в эпоху ускоренного технологического развития, для которых интернет — это среда обитания, и которые получили ранний доступ к цифровым устройствам.

Материалы по теме:
Общество, 2 окт 09:00
Молодое поколение россиян пьет все меньше спиртного
Общество, 30 июл 21:00
Почему молодежь стремится в IT и как она влияет на работодателей
Общество, 24 янв 18:50
Социологи пишут портрет поколения, рожденного в эпоху ИИ
Общество, 2 сен 2024 15:00
Как цифровизация меняет высшее образование
Свежие материалы
Театр начинается с сайта
Балет «Щелкунчик» снова пользуется ажиотажным спросом
Как МСП отреагируют на новые налоги 2026 году
Попытки дробления на фоне налоговых изменений будут, но кратковременные
«Дети всегда найдут, во что поиграть»
Мнения,
Как блокировка Roblox в России повлияет на рынок компьютерных игр