Интервью

Александр Иодчин: «Нужно налаживать торговлю со странами БРИКС»

Как санкции влияют на бизнес контейнерной логистики

Александр Иодчин: «Нужно налаживать торговлю со странами БРИКС»
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Россия за последние годы фактически в своей внешней торговле переориентировалась в большей степени на Восток и Глобальный Юг. Однако этот процесс не проходит быстро и требует больших инвестиции в развитие портовой и железнодорожной инфраструктуры в России, рассказал в интервью «Эксперту» на площадке ПМЭФ первый заместитель гендиректора по стратегии и развитию ГК «Дело» Александр Иодчин.

О новых условиях работы под санкциями

Безусловно, мы ощущаем на себе турбулентность в мировой экономике. И общая картина такова, что глобальную торговлю вследствие всевозможных внешних ограничений лихорадит. Сказываются санкции, сказываются и пошлины. Причем пошлины очень интересные. Если обратить внимание, у господина Трампа такие метания, — пошлины то растут, то падают, то они есть, то их нет. На логистику прежде всего влияет перекрытие жизненно важных проливов, морей, — это для торговли и для логистики основное. Для страны дальнейший шаг — создание глобального контейнерного оператора уже на базе России, на базе стран БРИКС. Это страновая задача, которую нам необходимо решать вместе с государством, вместе со всем транспортно-логистическим сообществом.

Как влияет на бизнес высокая ставка ЦБ

Ставка влияет на доступность финансирования и на инвестиционный климат в стране. Она повлияла на китайский импорт и в целом на импорт в Россию. Поэтому 2025 год для внешней торговли России, для транспортно-логистической отрасли начался сложно. У нашей группы достаточно диверсифицированный портфель и поэтому мы чувствуем себя уверенно и защищённо. По многим направлениям, несмотря на сложную ситуацию, продолжается рост, в частности, по морской перевалке контейнеров. Мы в этом году приросли за первые 5 месяцев на 8% по сравнению с прошлым годом. Рынок вырос существенно меньше, что позволило нам нарастить нашу долю. По железнодорожным перевозкам ситуация более сложная, там в целом рынок проседает, поэтому здесь мы тоже наблюдаем небольшую стагнацию.

Но в целом мы смотрим на этот год уверенно, оптимизируем расходы, поддерживаем бизнес, делаем точные инвестиции. В целом, на самом деле, мы понимаем, почему государство проводит эту «мягкую посадку». Для нас, как для крупного игрока, который играет в долгую, важна предсказуемость. Поэтому мы в целом не корректируем наши стратегические планы и с уверенностью смотрим на контейнерный рынок. Что касается инвестиций, в основном инвестируем в портовую инфраструктуру. В меньшей степени — в подвижной состав. Но у нас уже 41 тысяча фитинговых платформ и контейнеров — их достаточно на рынке с учетом текущих цен, с учетом того, что здесь благодаря коллегам из РЖД увеличилась оборачиваемость платформ по сети. Поэтому считаем, что нашего парка достаточно. В моменте не планируем докупать, но тем не менее следим за развитием ситуации, если будет необходимость, будем увеличивать наш парк. К флоту тоже присматриваемся.

О создании международных хабов

Мы изучаем страны, конкретные локации. Смотрим на них с точки зрения потенциальной грузовой базы, с точки зрения инфраструктуры, перспектив развития торговли как с Россией, так и в рамках различных экономических блоков. Но прежде всего речь идет о БРИКС. И наша принципиальная, стратегическая позиция в том, что для уверенной работы в формате БРИКС нужно сочетание владения и управления инфраструктурой за рубежом. В данном случае мы говорим про хабы и собственный флот. В части хабов, как я сказал, мы смотрим по локациям. У нас уже определены страны первого приоритета и страны второго приоритета. География достаточно широкая: это и Юго-Восточная Азия, и Африка, и Латинская Америка. Я пока не готов называть конкретные страны, поскольку у нас работа продолжается, идут переговоры. Но мы смотрим не на абсолютно все страны, а на те, которые имеют наибольшие перспективы по торговле с Россией, где достаточно благоприятный инвестиционный климат.

О развитии инфраструктуры в России и диалоге с РЖД

Хорошим инструментом для создания подвозной инфраструктуры к портам могли бы стать EPCF-контракты (Engineering, Procurement, Construction and Financing) с РЖД. Мы прорабатываем различные варианты по совместному финансированию развития железнодорожной инфраструктуры, будь то РЖД или наши собственные пути, в том числе EPCF-контракты. Этот механизм подразумевает, что специализированная проектная компания занимается не только строительством, но и привлечением финансирования на эту стройку. Дальше уже готовый продукт передается заказчику, в данном случае РЖД, который постепенно компенсирует компании затраты на строительство. Это позволяет в моменте, не привлекая дополнительные источники финансирования, скажем так, переложить бремя на проектную компанию. РЖД это было бы интересно с учетом ограничений в их инвестпрограмме.

Что касается конкретных направлений — у нас сейчас планируются два крупных проекта. Один на Дальнем Востоке, второй — в порту Усть-Луга. Оба они очень сильно завязаны на развитие железнодорожной инфраструктуры, причем как станции, к которой мы примыкаем, так и путей общего пользования и подходной инфраструктуры. Поэтому в дальнейшей работе с РЖД мы будем рассматривать возможности привлечения финансирования, в том числе EPCF-контракты. Но пока до конкретных переговоров дело не дошло. Мы сейчас находимся на стадии получения технических условий РЖД. К сожалению, эта стадия не очень быстрая. Мы надеемся, что коллеги ускорятся, и уже после того, как мы получим технические условия, мы сможем обсуждать с ними дальнейшие этапы.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 23 окт 20:00
Как на российской нефтяной отрасли отразятся новые санкции
Промышленность, 16 окт 21:27
Участники РЭН обсудили бурный рост энергопотребления и тарифов
Алексей Миллер раскрыл, что станет стратегическим вызовом для мировых экономик
Как TNF меняет нефтегазовую отрасль
Свежие материалы
Предприниматели оценили перспективы
Промышленность,
Как реальный сектор экономики реагирует на риски
Маркировка получила отсрочку
Промышленность,
Импортные товары будут оформлять уже в России
Чем обернется повышение транспортного налога в регионах?
Аналитика,
Оптимальный шаг, но не 100%-е решение