• USD Бирж 1.08 -9.12
  • EUR Бирж 12.8 -87.22
  • CNY Бирж 28.57 +-15.77
  • АЛРОСА ао 69.61 +-0.2
  • СевСт-ао 1562.4 -7.4
  • ГАЗПРОМ ао 159.18 -0.88
  • ГМКНорНик 14454 -54
  • ЛУКОЙЛ 7020.5 -27.5
  • НЛМК ао 189.88 -1.12
  • Роснефть 567 -4.95
  • Сбербанк 282.78 -1.23
  • Сургнфгз 28.805 -0.24
  • Татнфт 3ао 690.9 -4.8
  • USD ЦБ 92.75 92.44
  • EUR ЦБ 100.44 99.9
Эксперт меняется
Cобытия

Автомобильный энергопереход

Промышленность
Автомобильный энергопереход
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Минпромторг опубликовал статистику выпуска новых транспортных средств в России. В январе—ноябре 2023 г. рынок новых транспортных средств (легковые автомобили, лёгкие коммерческие автомобили, автобусы, грузовые автомобили до 3-х лет) составил 1174 575 шт. Это на 59% больше по сравнению с аналогичным периодом 2022 г., когда была выпущена 739 521 машина. Доля транспортных средств, изготовленных в РФ, составила 49,5%.

Самое интересное в этой статистике — взрывной рост продаж новых электромобилей. За 11 месяцев было куплено 12813 шт., что на 303% больше, чем в аналогичный период 2022 г., когда было реализовано 3176 автомобилей. В этом сегменте доля изготовленных в РФ машин составила 21% (в 2022 г. — 7%). По данным информационно-аналитического портала «Зеленая точка старта», еще в 2015 г. в нашей стране был выпущен всего 41 электромобиль, тогда как сегодня общее количество легковых электромобилей (по ноябрь включительно), сделанных в России уже составляет 35 333 шт.

Рынок электромобилей в России демонстрирует уверенные темпы роста и по данным независимых аналитиков. В ноябре текущего года аналитическое агентство «Автостат» сообщило, что только за ноябрь 2023 г. в России было реализовано 1702 ед. новых легковых электромобилей, за 11 месяцев 2023 г. — 12167 ед. (тут данные расходятся с данными Минпромторга на 646 ед.). В топ-5 марок электромобилей, чаще всего покупаемых россиянами, агентство включило Zeekr, Evolute, Volkswagen, Moskvich и Tesla.

Российский рынок электромобилей растет и будет расти такими же темпами дальше, уверен сопредседатель подмосковного отделения «Деловой России» Илья Титов. Во многом на существующий тренд повлияли стратегии государства по применению различных льгот. В последнее время отношение граждан к электромобилям поменялось к лучшему — их уже не смущают технические особенности таких моделей, ушли прежние стереотипы.

Основная причина, которая сдерживает рост рынка, — количество электрических зарядок, считает Илья Титов. Если их число будет увеличиваться, то и количество электромобилей будет прирастать с каждым годом. Соответственно, структура автопарка будет меняться и доля электромобилей по отношению к машинам с ДВС, естественно, станет больше.

Пока для России действительно очень актуальна проблема зарядных станций. Как заявляли летом текущего года в Минпромторге, в стране зарегистрировано 4,4 тыс. зарядных станций для электрокаров. Для решения проблемы в 32 российских регионах еще до конца 2023 г. планируется установить 659 быстрых ЭЗС. Год подходит к концу, и будут ли выполнены эти планы, станет известно уже в ближайшее время.

Между тем выросший в четыре раза рынок новых электромобилей свидетельствует об устойчивом интересе покупателя к аккумуляторному транспорту. Как отмечает руководитель «Открытие Авто» (блок автобизнеса банка «Открытие») Марина Дембицкая, на этот интерес влияют цены, уже сопоставимые с «традиционными», а также выгода из-за отсутствующего транспортного налога и дешевого обслуживания. Эксперт констатирует, что электрокары постепенно превращаются в реальную альтернативу на фоне обедневшего после санкций предложения на рынке ДВС.

«Запас спроса для аккумуляторных машин огромный, но главным тормозом по-прежнему являются цена и слабая инфраструктура. Покупательские привычки могли бы изменить доступные электрокары, как когда-то завоевавшие массовую любовь бюджетные седаны. Проблемы с зарядными станциями постепенно решились в больших городах, однако до сих пор актуальны на больших трассовых расстояниях», — рассказывает эксперт.

Марина Дембицкая приводит в пример Китай, где цены на электромобили снижаются. Это, по мнению аналитика, является следствием удешевления технологий производства. «Так же будет с электрокарами в России, когда их мелкоузловое производство переберется к нам. А пока мы зависим от цен на машинокомплекты и от прочих особенностей «крупноузловой локализации», — полагает она.

Сейчас, отмечает член генсовета «Деловой России», учредитель компании «Боравто» Дмитрий Хвастунов, производители снижают цены на внутреннем рынке и более того, готовы демпинговать на внешних, в том числе российском рынке. С учетом привлекательного дизайна и хороших технических характеристик производимых в Китае электромобилей экспансия является свершившимся фактом.

О том, что российский рынок электромобилей сильно зависит от китайской продукции, говорит и Илья Сильницкий, CEO компании Strikebike. По его словам, Китай занимает российский рынок и выдавливает с рынка машины нашего производства. Машины из КНР пока выигрывают и по качеству, и по обслуживанию, а сейчас и по количеству, учитывая, что наши предприятия так и не восстановились после падения производства в прошлом году.

Дальнейшую популяризацию электротранспорта, полагает Марина Дембицкая, может продолжить государственная льготная программа, которая расширит список подходящих под льготные категории граждан, — им могут быть увеличены суммы компенсации за приобретение электротранспорта. К этому надо добавить необходимость развития собственных производств, без которых сложно представить долгосрочные перспективы «зеленых» машин.

Материалы по теме:
Как начиналась конкуренция между автозаводами в СССР
Государство наращивает объем господдержки предприятий МСП
Промышленность, 29 ноя 13:19
За 10 месяцев текущего год малые и средние предприятия по совмещенной программе льготного инвестиционного кредитования получили почти 92,5 млрд рублей
Промышленность, 28 ноя 16:15
Индия увеличит импорт коксующегося угля из России на фоне сокращения поставок из Австралии и растущих цен
Свежие материалы
Места в западных рейтингах утратили значимость
Мнения, 15:00
С кем сотрудничает МГИМО в новых условиях
Мост в новый мир
Мнения, 13:11
Как ДВФУ оказался флагманом международного университетского сотрудничества
Высшие учебные замещения
Иностранцы возвращаются в российские вузы