Идем к «чистому» сельскому хозяйству
Главный признак органической сельхозпродукции — при ее производстве не используются минеральные удобрения, гербициды, пестициды и другие химические вещества искусственного происхождения. Вместо них в ход идут биопрепараты, органические удобрения, сидераты и микробиологические удобрения. Считается, что такой подход, хотя и снижает урожайность, уменьшает негативное воздействие сельского хозяйства на окружающую среду, предотвращая химическое загрязнение подземных вод, а также деградацию почв.
Органическая сельхозпродукция пользуется растущим спросом на внутреннем рынке.
В 2022 г. доля российских товаров в общем объеме потребления органической продукции в стране выросла до 57% с 37% в 2021 г.
В России органическое продовольствие и сельскохозяйственное сырьё выпускают в 47 регионах. Их производство последовательно растёт в среднем на 8% ежегодно.
Расширение внутреннего спроса и повышение доверия потребителей к органической продукции становятся одними из приоритетов и для государства, и для отрасли. Недоверие потребителей к рекламе, невысокая информированность о пользе органических продуктов становятся барьерами для роста потребления таких продуктов.
Стратегия предполагает, что объем потребления органической продукции к 2025 г. должен составить минимум 40,5 млрд руб. (для сравнения в 2021 г. этот показатель составлял 24,4 млрд руб.). Экспорт органической продукции должен вырасти до 6,5 млрд руб. (3,7 млрд руб. в 2021 году); площадь земель, на которых применяется технология органического земледелия, — до 1352 тыс. га (656 тыс. га в 2021 г.). К 2030 г. объем потребления органической продукции должен вырасти до 149,8 млрд руб., экспорт — до 27,8 млрд руб., площадь земель, на которых ведется органическое земледелие составит уже 4292 тыс. га.
В план по реализации стратегии вошли разработка новых и совершенствование действующих стандартов для органической продукции, подготовка кадров, развитие технологий и инфраструктуры её производства, расширение экспорта таких продуктов. Особое внимание будет уделено развитию сегмента органических продуктов, обладающих перспективами на внешнем рынке, но совсем или почти не развитых в нашей стране: выращиваемые ягоды, в том числе черника, мед, микроводоросли, лекарственные травы, эфирные масла из трав.
Тем, кто уже наладил производство органической продукции, правительство окажет содействие в ее продвижении на внешние рынки. Так, российским производителям обещано участие в специализированных выставках и бизнес-миссиях за рубежом. Для упрощения экспортных сделок планируется заключить соглашение в рамках Евразийского экономического союза о порядке признания продукции органической. Оно может появиться уже к концу 2024 г. Но возможность взаимного признания сертификатов соответствия со странами, которые ввели по отношению к РФ внешнеэкономические ограничения, маловероятна.
Особое место в стратегии занимают инновации и подготовка кадров. Так, стратегия предполагает создание и поддержку агротехнологических хабов в опорных регионах на базе ведущих аграрных вузов. Стоимость инфраструктуры для открытия одного агротехнологического хаба (исключая стоимость земельных участков, предоставляемых субъектом РФ или муниципальным образованием бесплатно) оценивается в сумму не менее 150 млн руб. Работы по созданию первого агротехнологического хаба начнутся в этом году.
Важным элементом развития производства органической продукции в стране станет проведение предпринимательских акселераторов в области органического сельского хозяйства. Ежегодный акселератор будет проходить с отбором 30 участников с проектами и без проектов (проводится в сотрудничестве с центром компетенций в области органического сельского хозяйства и профильными отраслевыми объединениями), с предоставлением прошедшим обучение грантов в размере суммарно около 50 млн руб. в год.