Рейтинговое агентство «Эксперт РА» 6 марта выпустило обзор «Рынок лизинга по итогам 2023 года: время ренессанса», в котором прогнозирует, что рост объема нового бизнеса в 2024 г. составит около 18% — преимущественно за счет автомобильной, строительной и железнодорожной техники. Темп роста будет ниже, чем в прошлом году, что вызвано жесткой кредитно-денежной политикой Центробанка.
Российский лизинговый рынок по сравнению с рынками европейских стран за I полугодие 2023 г. показал самый высокий темп роста объема нового бизнеса (стоимость переданных клиентам предметов лизинга за рассматриваемый период) — на 94% в рублевом эквиваленте. Такой результат был связан как с низкой базой I полугодия 2022 г., так и с ростом стоимости предметов лизинга.В целом же за прошлый год объем нового бизнеса достиг 3,59 трлн руб., что на 81% выше уровня 2022 г. и на 57% — 2021 г. Число заключенных за 2023 г. сделок увеличилось с 340 до 484 тыс. (+42%), что превысило значение 2021 г. на 14%.
В корпоративном сегменте новый бизнес показал рост на 119% до 0,77 трлн руб., в розничном — на 73% до 2,8 трлн руб. В обзоре отмечается, что за 2018–2023 гг. доля розничных сегментов увеличилась с 56 до 84% объема нового бизнеса. При этом почти 66% розничного сегмента занимает автолизинг, где грузовой транспорт показал двукратный рост нового бизнеса к уровню 2022 г., а легковые автомобили и автобусы — рост немногим менее 80%. Активное развитие восточного направления грузоперевозок обуславливает необходимость обновления дорожной инфраструктуры. Это вместе с крупными жилищными проектами привело к росту потребности в строительной технике, объем нового бизнеса которой повысился на 64% относительно 2022 г.
Опережающий темп роста корпоративного сегмента объясняется прежде всего увеличением нового бизнеса с железнодорожной техникой на 63%. В обзоре отмечается значительный прирост нового бизнеса (126%) в водном транспорте за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки. В поисках альтернативных рынков сбыта экспорт нефти и газа переориентирован на азиатские страны, что удлинило судоходные маршруты и увеличило потребности в судах.
По итогам прошлого года крупнейшей российской лизинговой компанией остался «Газпромбанк Лизинг» с объемом портфеля в 1,8 трлн руб. Объем нового бизнеса компании вырос на 105% до 853 млрд руб.
Второе место занимает «Сбербанк Лизинг», новый бизнес которой вырос в прошлом году на 147% до 443 млрд руб., а лизинговый портфель на начало 2024 г. достиг 1,79 трлн руб.
Совокупный лизинговый портфель отечественных лизинговых компаний по итогам прошлого года увеличился на 47% до 9,92 трлн руб.
Основными лизингополучателями последние годы были предприятия малого бизнеса. В прошлом году на них пришлось 55% нового бизнеса против 57% в 2022 г. и 47% — в 2021 г. На крупный бизнес приходилось соответственно 28%, 26% и 32%.
Наибольшая доля нового лизинга — 23,9% от общего объема пришлась на предприятия Москвы. На втором месте — компании Приволжского Федерального округа с долей 15,5%, на третьем — Санкт-Петербурга (12,6%).
В базовом сценарии в этом году рост нового бизнеса может составить 18%, прогнозирует «Эксперт РА». Резкое снижение темпов роста Агентство объясняет реализацией в прошлом году отложенного спроса, а также таким сдерживающим фактором, как ужесточившаяся денежно-кредитная политика Банка России, которая приводит к росту стоимости лизинга. Драйверами останутся розничные сегменты, в частности, автолизинг и строительная техника.
Рост сегмента корпоративного бизнеса будет сдерживаться более трудоемкими и длительными процессами импортозамещения. Кроме того, отмечает Агентство, «несмотря на поддержку правительством судо- и авиастроительства для выхода на стабильное производство требуется существенная модернизация промышленной инфраструктуры и развитие наукоемкого производства. Как следствие, высоких темпов роста лизинга кораблей и самолетов не ожидается».