Интервью

Пассажиры пересели на международные рейсы

Впервые за четыре года сократился пассажиропоток на внутренних рейсах

Пассажиры пересели на международные рейсы
Фото: Сергей Бобылев/ТАСС
Авиаперевозчики России начали 2025 г. со снижения пассажиропотока на рейсах по стране. В январе показатель снизился на 1,4% в годовом выражении, до 5,809 млн перевезенных пассажиров. У крупнейшего российского авиаперевозчика «Аэрофлота» внутренние перевозки сократились на 2%. При этом общий пассажиропоток компаний в январе, включая международные рейсы, даже немного вырос, на 0,3%. Последний раз динамика пассажиропотока на внутренних рейсах у перевозчика была отрицательной (−30%) в январе 2021 г., в кризис, вызванный пандемией ковида. В целом, перераспределение пассажиров в пользу внешних маршрутов говорит о постепенном восстановлении международных перелетов.

Пассажиропоток российских авиакомпаний на внутрироссийских рейсах снизился в январе на 1,4% по сравнению с январем 2024 г.: всего было перевезено 5,809 млн человек, следует из официальных данных Росавиации, с которыми ознакомился «Эксперт». На международных рейсах пассажиропоток, напротив, вырос — на 5,8%, до 2,04 млн человек. За счет «международки» общий январский трафик остался примерно на прошлогоднем уровне (+0,3%, 7,85 млн человек).

Пассажиропоток на рейсах по России начал снижаться еще с лета прошлого года (в августе он снизился на 0,48% год к году). По итогам всего 2024 г., однако, внутрироссийский трафик вырос на 2% в годовом выражении, тогда как международный прибавил 20%.

В январе 2025 г. снижение пассажиропотока по России зафиксировано даже у крупнейшей авиакомпании страны — «Аэрофлота» (−2%, до 1,42 млн человек). Последний раз динамика пассажиропотока на внутренних рейсах у перевозчика была отрицательной (−30%) в январе 2021 года — то есть еще в «ковидный» кризис. После этого «Аэрофлот» только прирастал на внутреннем рынке темпами от 19% до 35% в год. В целом же по группе компаний «Аэрофлот» (куда также входят «Победа» и «Россия») пока наблюдается сдержанный рост количества пассажиров на рейсах по России: +1,3% к январю 2024 г. — до 2,9 млн человек.

Показателей перевозок других авиакомпаний Росавиация не публикует с 2022 г., с момента введения западных санкций против российской авиационной отрасли. Авиакомпания Utair, занявшая по итогам прошлого года шестую строчку рейтинга российских авиакомпаний по объемам перевозок, нарастила внутрироссийский трафик в январе этого года на 10% к январю 2024 г., до 380,1 тыс. пассажиров, сообщила в Telegram сама компания. Вместе с тем общий трафик Utair в январе вырос лишь на 5,8%, что означает снижение международного пассажиропотока. «Рост пассажиропотока на внутренних рейсах обусловлен ростом пассажирского спроса. Также наша программа рейсов в январе 2025 года немного больше января 2024 года», — завили «Эксперту» в компании.

Редакция запросила у пресс-служб «Победы», «России», S7 Airlines и «Уральских авиалиний» данные о соотношении количества пассажиров на внутренних и внешних рейсах. Ответов к моменту публикации не получено.

По мере выкупа парка самолетов из иностранного лизинга в российский авиакомпании в 2023–2024 годах частично переориентировали часть бортов на более доходные зарубежные рейсы. «Невыкупленные» самолеты было бы рискованно ставить на зарубежные рейсы из-за санкций, отказа ряда контрагентов обслуживать и заправлять такие борта, а также из-за вероятности их ареста в зарубежных аэропортах по требованию лизингодателей. «Авиакомпании переносят акцент на международные линии, так как видят большой платежеспособный спрос. Также мы видим в январе укрепление рубля, что благоприятно сказывается на интересе россиян к турпоездкам за рубеж. На фоне инфляции и укрепления рубля предпосылок к росту внутреннего трафика нет», — отмечает в комментарии «Эксперту» исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.

В то же время финансовое положение авиакомпаний устойчивое, уровень безопасности полётов радикально не снижается, поэтому считать сокращение внутренних авиаперевозок кризисом не приходится, отмечает он.

Динамика внутренних перевозок важна для оценки экономической активности населения и для обеспечения связанности территорий (не случайно билеты на ряд внутренних маршрутов дотируются государством).

«Стимулировать дальнейшее развитие полётов на МВЛ (международные воздушные линии) государству не интересно. Важно расширять перечень доступных направлений, но сколько граждан будет летать — пусть решает рынок», — рассуждает Олег Пантелеев. По его прогнозу, в I квартале 2025 г., скорее всего, произойдет снижение пассажиропотока по России относительно прошлого года, но в минимальных масштабах, а во II и III кварталах темпы спада месяц к месяцу будут расти (особенно в III квартале, после окончания высокого сезона).

«Авиакомпании, которые приблизились к максимальному уровню эксплуатации имеющегося в их распоряжении флота, ищут более маржинальные направления. В результате мы видим незначительные отклонения относительно прошлого года в количестве перевозимых пассажиров по России и некоторый переток между внутренними и международными линиями. Но маловероятно, что международные направления резко увеличат свою долю, так как в этом сегменте есть дополнительная конкуренция с иностранными авиакомпаниями. Плюс для государства стратегически важнее именно внутрироссийские перевозки для обеспечения транспортной связанности», — отмечает старший директор группы корпоративных рейтингов АКРА Александр Гущин. Он также не считает сложившуюся ситуацию кризисной, ведь проблем со спросом нет, но «при сохранении текущих ограничений, скорее всего, в 2025 году сохранятся тренды конца 2024 — начала 2025 года, то есть стабильный объем перевозок с небольшими колебаниями между внутренними и международными линиями».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Промышленность, 10 мар 16:35
Самолету местных авиалиний нужны новый двигатель и винт
Промышленность, 16 янв 20:00
Авиакомпании в 2024 году получили плановый объем винтокрылых машин
Промышленность, 24 дек 10:42
Новый аэропорт Мурманска вдвое увеличит пропускную способность
Промышленность, 22 ноя 17:58
Через пять лет годовой поток авиапассажиров в России достигнет 158 млн
Свежие материалы
Мэру Стамбула не дают выбора
Мнения,
Почему задержали градоначальника, оппозиционного главе Турции
SWIFT уже никому не нужен
Мнения,
Ослабление санкций не приведет к восстановлению расчетов в долларах и евро
Упаковка как инструмент продаж
Опыт «Готэк»: как Eye-tracking помогает измерить заметность и повысить продажи