Президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин обратился к председателю Госдумы Вячеславу Володину с письмом, в котором просит ускорить принятие закона, легализующего применение на самолетах неоригинальных авиазапчастей из-за его важности для отрасли (копия обращения имеется в распоряжении «Эксперта»).
Речь идет о законопроекте сенаторов Андрея Кутепова и Мурата Хапсирокова, разработанном летом и внесенном в Госдуму в октябре. «Мы даем возможность запустить сегмент производства неоригинальных деталей к самолетам, — пояснял агентству ТАСС Андрей Кутепов смысл проекта. — Этот рынок развит и в США, и в Китае и позволяет снижать зависимость от оригинальных компонентов, которые не влияют на безопасность. В настоящей ситуации санкций это очень актуально».
В пресс-службе Госдумы «Эксперту» подтвердили получение обращения президента РСПП. «Письмо получили, направили его в ответственный за проект закона комитет по транспорту под председательством Евгения Москвичёва. Резолюция Вячеслава Викторовича — рассмотреть предложения и подготовить ответ», — сообщили в пресс-службе Думы. Там уточнили, что по обращениям общественных организаций ответы готовятся в течение месяца. В Совфеде планируют принять закон в весеннюю сессию, сообщила «Эксперту» представитель одного из авторов проекта — сенатора Андрея Кутепова.
Инициатором проекта федерального закона, которым предлагается скорректировать Воздушный кодекс, был производитель Superjet компания «Яковлев» (входит в Объединенную авиастроительную корпорацию «Ростеха»), сообщил источник «Эксперта», знакомый с ходом обсуждения проекта. Это следует из презентации производителя, продемонстрированной на последней конференции эксплуатантов самолетов Superjet-100 (имеется в распоряжении «Эксперта»). «PMA (Parts Manufacturer Approval) — это комбинированное разрешение на производство и применение комплектующих изделий на сертифицированной авиационной технике, выдаваемое авиационными властями. При этом авиационные власти оформляют разрешение на производство и установку такого комплектующего изделия без согласования с разработчиком воздушного судна», — отмечается в презентации «Яковлева».
Как утверждается в пояснительной записке к внесенному в Думу законопроекту, с начала 1990-х гг. PMA-компоненты стали активно распространяться в мире: «Например, компания Pratt & Whitney — один из наиболее активных игроков на рынке PMA-компонентов для двигателей семейства CFM56, являющегося разработкой их конкурента — CFM International (объединение французской SNECMA и американской General Electric)». В Китае также одобрено более 400 производств таких компонентов.
«Оригинальная» PMA-система в США
Система PMA-компонентов была придумана в США. В Китае применяется аналогичная система, рассказал собеседник «Эксперта» из авиаотрасли. В Европе действует иной подход к одобрению неоригинальных компонентов, который называют EPA (European Part Approval). В Евросоюзе одобрением компонентов могут заниматься сертифицированные разработчики, тогда как в США любое лицо может подать заявку на получение одобрения непосредственно от властей.
В начале декабря законопроект о PMA-деталях обсуждался на рабочей группе РСПП и был концептуально поддержан участниками, следует из протокола заседания (копия имеется в распоряжении «Эксперта»). Замечания к проекту высказали представители S7 и «Аэрофлота», гласит протокол. Как пояснил собеседник «Эксперта», сейчас законопроект предполагает, что властями будет сформулирован перечень PMA-компонентов. «Но заранее такой перечень не сформулировать, он формируется лишь на практике. Кроме того, нельзя заранее сформулировать требования к таким компонентам без привязки к условиям их применения», — поясняет он. Инициатива «Яковлева» также потребует расширения штата Росавиации, ведь службе придется заниматься формированием, освоением и внедрением новой для отечественной практики системы.
Но самый большой вопрос о необходимости такого закона вызывает тот факт, что сейчас в России на самолетах уже применяются альтернативные компоненты. Нормативная база позволяет это делать, говорит собеседник «Эксперта», приводя в пример нормы Федеральных авиационных правил (ФАП) № 21, раздел E (модификации). «Раздел E позволяет организации, не являющейся разработчиком самолета, разрабатывать его модификацию и получать одобрение Росавиации на ее установку. А в случае незначительных компонентов — одобрять их самостоятельно в рамках полномочий выданного сертификата разработчика. На практике в России уже есть производство деталей, есть организации-разработчики и производители. Этот сегмент уже запущен. Другое дело, что его масштаб не такой, как в США или Китае. Его развитие нужно стимулировать, а не „разрешить“», — считает собеседник «Эксперта».
«Инициатива направлена на легализацию производства неоригинальных компонентов на территории России, поскольку на сегодня нормативные основания для выпуска таких агрегатов в стране отсутствуют, — заявили „Эксперту“ в „Яковлеве“. — Организация производства PMA-компонентов позволит в том числе заменить часть импортных комплектующих изделий самолета SSJ-100 на российские». Формализация требований к альтернативным запчастям призвана повысить безопасность эксплуатации самолетов.
Отметим, что за время действия санкций часть компонентов «Суперджета» уже удалось импортозаместить. В декабре 2022 г. сообщалось, что Росавиация сертифицировала установку российских фрикционных тормозных дисков вместо импортных. В 2023 г. эксплуатанты получили импортозамещенные свечи зажигания. В середине декабря этого года ОАК отчитывалась, что по 214 компонентам самолета обеспечена поддержка альтернативными разработчиками и разработано девять альтернативных комплектующих изделий.
В «Яковлеве» пояснили, что эти комплектующие внедряются по процедуре одобрения модификации, предназначенной для сертификации изменений типовой конструкции воздушного судна. «РМА-комплектующие, в свою очередь, сертифицируются значительно быстрее и проще — через доказательство идентичности оригинальной конструкции», — уточнил представитель производителя.
«Когда иностранные поставщики уходят с рынка и перестают выполнять обязательства, их место должны занять другие. Возможность летать и обслуживать воздушные суда не должна зависеть от ситуации в мире и санкций», — добавил представитель «Ростеха».
В авиакомпаниях не предоставили комментарии к моменту публикации. Представители Росавиации и Минтранса отказались от пояснений. Представитель РСПП тоже не прокомментировала тему.
«Если текущие нормы не позволяют устанавливать неоригинальные запчасти, такую возможность нужно дать. Но при условии строгих испытаний этих комплектующих, особой приемки», — считает заместитель декана факультета специального машиностроения МГТУ имени Н.Э. Баумана, эксперт рынка НТИ «Аэронет» Андрей Новиков. Эксперт не предвидит ухудшения уровня безопасности полетов с использованием альтернативных запчастей.
Система одобрения PMA-производителей и компонентов «ничуть не менее строгая», чем процедура одобрением OEM-производителей (оригинальных), отмечает исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев.
«Для отечественного самолета Superjet, разработчиком которого является российская компания „Яковлев“, текущая процедура, согласно ФАП-21, позволяет не только делать второстепенные модификации по замене иностранных некритически важных для безопасности полета комплектующих, но и вносить главные изменения в конструкцию с критическим влиянием на летную годность. Примером является разработка импортозамещенной версии SJ-NEW с заменой на отечественные компоненты системы управления. Импортозамещенная модификация самолета делается как набор главных изменений существующей конструкции „классического“ SSJ-100 с иностранными компонентами», — пояснил основатель сервиса безопасности полетов и сертификации RunAvia Андрей Патраков.
По мнению старшего аналитика группы корпоративных рейтингов АКРА Романа Хрипунова, обсуждение проекта закона позволит определить основные риски и зоны ответственности всех участников процесса импортозамещения в российской авиационной промышленности.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag