Интервью

Мегаполисы поумнеют благодаря ИИ

Бизнес взвесил возможности и риски массового использования нейронных сетей

Мегаполисы поумнеют благодаря ИИ
Фото: Freepik
При внедрении технологий искусственного интеллекта (ИИ) в различные сферы нашей жизни лучше придерживаться сбалансированного сценария, учитывающего все возможные риски. К такому выводу пришли участники организованной журналом «Эксперт» сессии «Искусственный интеллект в управлении умными городами», которая прошла 9 июля на форуме «Иннопром-2025». В отдельных отраслях можно ускориться и использовать ИИ по максимуму, например, если речь идет о стартапах, отметил управляющий директор по работе с промышленным и нефтегазовым сектором холдинга Т1 Михаил Ивченко. О своем видении потенциала ИИ, реализованных проектах и рисках рассказали также представители Центра биометрических технологий, Лаборатории Касперского и Сбера.

Развитие ИИ — национальный приоритет

Более 50 стран мира приняли национальные стратегии развития AI (Artificial Intelligence) и Россия среди них, напомнила управляющий директор и руководитель направления «Умный дом Sber» Сбербанка Екатерина Гельфанд. Вклад этой технологии в экономику России к 2030 г. должен составить 11 млрд руб., тогда как объем рынка AI в 2023 г. оценивался в 650 млрд руб. (+18% за год), следует из продемонстрированной презентации Сбера. Сейчас кабмин уже сформулировал 13 программ господдержки по этому технологическому направлению, недавно был также создан федеральный центр компетенций по цифровому управлению территориями.

«Развитие ИИ началось в 2023 году, когда появились большие языковые модели. В 2025 году ...ты считаешься очень крутым, если можешь что-то [делать] с ИИ. И мы думаем, что к 2030 году ИИ станет commodity (биржевой товар. — „Эксперт“), нашим электричеством. Все будет работать через ИИ», — рассказала Екатерина Гельфанд. Задача 2025 г., на ее взгляд, заключается в том, чтобы «в каждой из организаций, в каждом из бизнесов, в каждом из муниципальных округов сделать так, чтобы все научились пользоваться ИИ. Среди важнейших позитивных эффектов ИИ она назвала повышение общей продуктивности (+22% на горизонте 1–1,5 года).

Сейчас банк уже использует искусственный интеллект на общественном транспорте (AI-компаньон), в процессе обучения (помощь с учебой, защитой работ, с языками), как помощника для родителей (развлечение и творчество для ребенка, советы по воспитанию детей).

Среди вызовов, которые Сбер видит при массовом внедрения технологии ИИ, — ментальность людей («люди не понимают, зачем это нужно и как с этим жить»), процессы («с чего начать внедрять») и технологии. В последнем случае речь идет о выстраивании архитектуры данных и AI, интеграции в IT-ландшафт, информационной безопасности и инфраструктурной «обвязке» для этой технологии.

Промышленность подтягивается

По словам управляющего директора по работе с промышленным и нефтегазовым сектором Т1 Михаила Ивченко, если ИИ давно используется в таких сферах как ритейл, здравоохранение, транспорт, «умные» города, то промышленность «только начинает подтягиваться» к этой технологии. «Но количество задач, которое мог бы решить ИИ, там даже больше», — подчеркнул он. Самые «ходовые» задачи, по его словам, связаны с оптимизацией фонда оплаты труда (ФОТ).

«Все задачи, связанные с ИИ, причем не только в промышленности или газе, — это управление качеством. Чтобы управлять качеством изделия или качеством города, нужно проработать кучу информации. Провести от концепта до производства. Сколько бумаги, сколько процессов, сколько людей там задействовано — всё это нужно оптимизировать и автоматизировать. Мы с предприятиями даже не уходим в сложности, а просто смотрим на ФОТ и по нему понимаем, что на третий год возврат инвестиций — 75%. Мы это делаем с „Ростехом“, с „Газпромом“, „Лукойлом“ и так далее», — отметил Ивченко.

Он призвал малый и средний бизнес создавать консорциумы с крупными игроками, у которых уже есть свои платформы по управлению жизненным циклом модели машинного обучения (MLOps). Также, по мнению Ивченко, нужно снижать порог входа — то есть стоимость технологии, «чтобы и обычные инженеры могли пользоваться, а не только специалисты по работе с данными».

Комфорт умного города

Внедрение технологий, включая биометрию, — это создание более комфортной среды для жизни, напомнил гендиректор Центра биометрических технологий Владислав Поволоцкий. «Это про прекращение придумывания причин, почему у нас нет бесшовного сервиса. Например, отсутствие паспорта при заселении в гостиницу не должно стать препятствием», — отметил спикер.

Люди быстро привыкают к использованию биометрии, отметил Поволоцкий. «Мы с декабря запустили оплату в метрополитенах и проход по лицу в Казани, Самаре, Нижнем Новгороде и Екатеринбурге. В Москве это было реализовано еще раньше. Что нас удивило? Сейчас Екатеринбург с точки зрения доли проникновения биометрической оплаты обогнал Москву», — отметил Поволоцкий.

Задача такой технологии, по его словам, — экономить время в повседневной жизни, повышать уровень безопасности и предоставлять комплексный сервис.

Безопасность данных

Марина Усова, директор по продажам Лаборатории Касперского, обратила внимание на важность технологий, которые позволят обезопасить личные данные при применении биометрии и ИИ. «Чем больше база данных — тем больше возможностей утечек информации из нее. Чем нам удобнее живется — тем больше возникает рисков с точки зрения безопасности», — подчеркнула она.

Например, из базы данных «умного» дома, по ее словам, можно узнать о том, кто проживает в конкретной квартире, паспортные данные, возраст, и другую чувствительную информацию, «вплоть до того, когда ты менял кран и вызывал сантехника». «Мы так или иначе ИИ используем уже лет двадцать. Но и количество вирусов растет. Полмиллиона „зловредов“ в день — это уже норма. И мы не можем обрабатывать все заявки [только за счет нанятых] людей», — рассказала Усова.

Современные автомобили, по ее словам, также представляют угрозу. «Все машины — это в той или иной степени планшет. Мы одну такую машину открыли ради интереса — там три симки стоит. То есть она может с помощью удаленных команд нажать на газ, когда ты жмешь на тормоз, или, наоборот, вмешаться в рулевое управление. Это потенциально катастрофическая ситуация, пока [в этой сфере] не будет госрегулирования», — подчеркнула Усова.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Технологии, 22 дек 16:40
Умный сервис подстраивается под клиента
Технологии, 21 дек 12:00
Как интернет пришел в наш дом и куда пойдет дальше
Технологии, 18 дек 20:10
Как государственная инвестиция повлияет на цифровой суверенитет в России
Технологии, 18 дек 09:00
Почему результаты деятельности ИИ называют помоями
Свежие материалы
Инвесторы выключают терминалы
Финансы,
Трейдеры боятся открывать новые позиции перед праздниками
Инженеры приручили моторы
Промышленность,
«Аэрофлот» начал выполнять сложный ремонт двигателей для Airbus и Boeing