Войти
Интервью

Тюркские государства строят суверенный коридор

Зачем в СНГ пытаются создать альтернативный маршрут в Европу

Тюркские государства строят суверенный коридор
Фото: Владимир Воронин/AP/TACC
В Бишкеке завершился саммит Организации тюркских государств (ОТГ) — структуры, в которую входят ряд стран СНГ и которая ставит своей задачей ориентирование экономики этих государств на Турцию. У ЕАЭС, в который входит и Россия, есть точки возможного сотрудничества с ОТГ, но ключевые проекты последней скорее являются конкурирующими со схожими проектами ЕАЭС. Тем не менее глобальный транспортный проект, реализуемый по инициативе Китая — «Один пояс — один путь» — может помочь объединить усилия как ЕАЭС, так и ОТГ.

Организация тюркских государств (ОТГ) появилась 12 ноября 2021 г., сменив название с «Совета сотрудничества тюркоязычных государств», созданного еще 3 октября 2009 г., и является фактически внешнеполитическим инструментом Турции, реализующей через ОТГ свои экономические и иные интересы.

Членами ОТГ являются Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Страны-наблюдатели: Турецкая республика Северного Кипра, Венгрия и Туркменистан. Нынешний саммит Организации, отмечающей свое 15-летие, прошел в Бишкеке под девизом «Усиление тюркского мира: экономика, интеграция, устойчивое развитие, цифровое будущее и безопасность для всех».

«За последние 10 лет экономические связи между членами ОТГ значительно укрепились, — заявил президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев в своем выступлении на саммите. — В 2024 году объем взаимного товарооборота превысил $45 млрд. У нас имеются все возможности для увеличения данного показателя». При этом казахстанский лидер также отметил, что ОТГ за короткий период времени стала авторитетной структурой, упрочив свой статус на мировой арене.
Действительно, возникнув, во многом имеющая характер скорее декларативный, чем практический, ОТГ стремительно перешла к фазе формирования политической и экономической оси на широте Турция — Азербайджан — Казахстан — Узбекистан — Киргизия после начала СВО ВС РФ на Украине. Эти пять стран — постоянных членов Организации плюс наблюдатели, представленные Туркменистаном и Венгрией, имеют совокупно сегодня примерно 170 млн человек населения, 5 млн кв. км территории и валовый национальный продукт около $1,5 трлн. Причем, по прогнозу Министерства финансов Турции, к 2025 г. тюркские государства выйдут на объем экономики в $1,9 трлн и численность населения в 178 млн человек.

ОТГ развивалась от сотрудничества преимущественно гуманитарного и идеологического к экономическому, иными словами, от надстройки к базису. На сегодня у ОТГ есть два основных экономических проекта.

Первый — создание Тюркского инвестиционного фонда. Появившись в 2023 г., Фонд является первым общетюркским учреждением подобного плана. Уставной капитал указан в $1 млрд. Со следующего года Фонд начнет финансировать проекты в рамках ОТГ. Ожидается также, что Фонд в долгосрочной перспективе станет тюркской альтернативой МВФ. В планах и запуск полноценной работы Совета национальных банков тюркских стран для обеспечения координации их экономических политик.

Второй — Транскаспийский международный транспортный маршрут (ТМТМ, Средний, или Срединный, коридор). Как указывает аналитик турецкого Центра изучения кризисов и политики Юнус Эмрэ Шахин, ТМТМ рассматривается как современная версия древнего Шелкового пути, соединяющего рынки Китая и Восточной Азии с Европой через территории государств — членов Организации тюркских государств.

Согласно прогнозу Всемирного банка, опубликованному в ноябре прошлого года, к 2030 г. объем перевозок по Срединному коридору через Каспийское море может составить 11 млн тонн груза. Но пока он не может полноценно конкурировать с Северным коридором (Трансазиатская железнодорожная магистраль, на значительном протяжении проходящая через территорию России), поставки по которому пока быстрее и дешевле: коридор через Россию идет только железнодорожными путями, в то время как грузы по Срединному коридору нужно дважды перевозить кораблями — через Каспийское и Черное моря, что увеличивает стоимость за счет перевалки. Кроме того, на железнодорожных участках коридора наблюдается дефицит подвижного состава.

Хотя в ближайшие пять-семь лет Срединный коридор серьезным конкурентом российскому маршруту вряд ли станет, но в целом он открывает западным странам доступ к богатым залежам природных ресурсов. В более долгосрочной перспективе его расширение может снизить возможности России влиять на мировую логистику, что крайне необходимо западным странам: исключить нас из крупнейших логистических потоков — значит ослабить.

В рамках проекта Срединного коридора реализуются и геополитические изменения: так, например, европейцы активно пытаются примирить Азербайджан с Арменией, чтобы через Сюникскую область последней прошла еще одна побочная ветка этого маршрута — Зангезурский коридор. Все эти изменения значительно укрепляют позиции Турции как крупнейшего логистического хаба Евразии.
Экономическая интеграция является превалирующей в «Концепции Тюркского мира до 2040 г.» — дорожной карте Организации тюркских государств, принятой три года назад. По мнению Дженгиза Томара, профессора казахско-турецкого университета Ахмеда Ясави, пункт Концепции, касающийся превращения государств-членов в сильную региональную группу, соединяющую торговые коридоры Восток, Запад — Север и Юг отражает главную цель Организации тюркских государств в сфере экономики.

Стоит отметить, что в рамках проекта ОТГ реализуется и идеологическая тюркская составляющая (концепция «Великого Турана», включающая переход на единый алфавит — латиницу), так как в России проживают порядка 10 млн представителей тюркоязычных народов. Но сильными сторонами России в этой конкуренции являются развитые коммуникации и экономическое партнерство со странами Организации, которые еще и входят в СНГ, по отдельности.

«Анализ транспортной составляющей геополитического противостояния за влияние в Каспийском регионе и Центральной Азии показывает, что в настоящее время уже реализуется или обсуждается целый комплекс проектов, которые вносят заметный вклад в развитие транспортной инфраструктуры. Вместе с тем общая архитектура транспортных связей стран в этих регионах во многом строится на базе маршрутов, созданных еще в советское время, что предполагает их заметную зависимость от России, — объяснил заведующий сектором Центральной Азии ИМЭМО РАН Станислав Притчин. — Так, заметная часть китайских проектов в рамках инициативы „Один Пояс — Один Путь“ замыкаются на российскую транспортную инфраструктуру. Для того чтобы создать надежную и сравнимую с российской систему альтернативных коридоров, их инициаторам потребуются многомиллиардные инвестиции и долгие годы системной работы по выстраиванию новых маршрутов. Даже Китай в конечном итоге выстраивает комбинированную систему, которая использует транзитные возможности России».

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 24 окт 08:50
Переход на высший уровень банкинга принесет странам БРИКС+ и СНГ до $81 млрд ежегодно
В мире, 6 сен 10:30
Как в странах Юго-Восточной Азии и СНГ реализуются проекты ГЧП
В мире, 1 фев 10:50
Голодающим Азии и Африки остается надеяться только на себя
В мире, Вчера 22:25
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Свежие материалы
Владимир Путин призвал генеративные модели на госслужбу
Президент поручил провести стратегическую сессию по развитию ИИ в РФ
Технократ переходного периода
В мире,
Чего ждать от нового премьера правительства Сирии
Молодым в IT у нас дорога
Промышленность,
Бизнес стал еще лояльнее к разработчикам без опыта