— Насколько влиятельна Организация тюркских государств в региональном и глобальном масштабе?
— Нужно начать с того, что Организация тюркских государств официально является международной организацией, то есть организационно оформленной, с 2021 года. Но история её началась гораздо раньше, ещё в 2009 году, с создания так называемого Тюркского совета. Вообще, в широком смысле ОТГ — это часть направления внешней политики Турции, которое называется «тюркский мир». Турецкая республика ещё с 1991 года, с момента распада Советского Союза, планомерно расширяла своё влияние в тюркоязычных регионах постсоветского пространства, стараясь заполнить собой возникший там вакуум. И заполняла она его в том числе посредством инструментов и политики мягкой силы, логичным продолжением и даже апогеем чего как раз и стало создание этой организации.
Насколько она влиятельна, можно судить по отклику, который она получает. Сегодня её членами являются Турция, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан. Среди наблюдателей — не признанная никем, кроме Турции, Турецкая республика Северного Кипра. А также Венгрия — член Европейского союза. И даже Туркменистан здесь наблюдатель, хотя всю свою независимую историю эта страна посвятила политике нейтралитета и не участвовала активно в каких бы то ни было объединениях.
В общем, ОТГ — это политический рычаг Турции, поэтому в ней, скорее, влиятельна Турция под вуалью ОТГ и других так называемых объединительных механизмов. В глобальном масштабе ОТГ пока большого влияния не имеет. А вот на обширной части постсоветского пространства ее влияние растет в геометрической прогрессии, и для России это влияние не является положительным.
— Какие главные задачи декларирует ОТГ?
— Этот вопрос очень интересен. Если мы откроем официальные документы Организации тюркских государств, то увидим исключительно незатейливые, миролюбивые цели, вроде укрепления сотрудничества в различных областях, выработки общих позиций по разным вопросам и тому подобное. Однако в реальности главная задача ОТГ сходится к созданию туркоцентричной сети интеграции, с Турцией во главе как предводительницей всех тюркских народов. Турция апеллирует к тому, что якобы тюрки постсоветского пространства имеют общую культуру, историю, связь с Турцией, что, как мы понимаем, на самом деле не имеет ничего общего с реальностью. Многие из среднеазиатских государств имеют более богатые историю и традиции, чем Турция. Однако Анкара такую версию событий желает переписать и перевернуть её несколько на другой лад, где Турция — великая, а остальные не очень. Одна из последних инициатив ОТГ — это создание общетюркского алфавита, плановый вариант которого утвердили в сентябре этого года. Я напомню, что ещё в 1990-е годы многие тюркоязычные страны уже перешли на латиницу по образу и подобию Турции, и сейчас эта тенденция набирает обороты. А решения ОТГ являются лишь ее организационным обрамлением.
— Есть ли перспективы у России для сотрудничества с ОТГ, в том числе с точки зрения развития БРИКС?
— Это очень дискуссионный вопрос, и он часто обсуждается. Тюркоязычные субъекты Российской Федерации пытались сотрудничать с Международной организацией тюркской культуры, тоже созданной под эгидой Турции вскоре после распада Советского Союза. Однако полноценного сотрудничества не вышло: цель Турции, все это создавшей, не столько сотрудничество, сколько распространение собственного влияния и выстраивание участников подобных организаций в протурецкой логике. Паритеты Турция не приемлет, и конкуренцию уж тем более. Мне видится так, что сотрудничество с ОТГ нам не очень-то и нужно. Особенно в контексте того, что Россия сама, по сути своей, многонациональное, в том числе тюркоязычное государство. И наши тюркоязычные народы, которые, собственно, и станут целевой аудиторией ОТГ в случае тесного сотрудничества, уж точно имеют больше общего с Россией, нежели с Турцией.
Что касается ОТГ и БРИКС, то это вообще две разные структуры и два разных формата. Турция и без ОТГ стала страной-партнером БРИКС на прошедшем Казанском саммите. Если у других стран-участниц ОТГ есть желание стать частью БРИКС, то почему бы и нет, милости просим. Никто не запрещает, это вопрос обсуждаемый. Но обсуждаемый в двустороннем формате: это целесообразно делать на уровне глав государств, правительств, министров иностранных дел и так далее.
Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag