Интервью

Выход США из Парижского соглашения погоды не сделает

Борьбу с глобальным потеплением оплатят из внебюджетных источников

Выход США из Парижского соглашения погоды не сделает
Фото: IMAGO/rheinmainfoto
Решение администрации Дональда Трампа повторно выйти из Парижского соглашения по климату вынуждает мировое сообщество срочно искать другие источники финансирования борьбы с глобальным потеплением. «Эксперт» выяснил, что упавшее знамя США, скорее всего, подхватят частные спонсоры и неправительственные фонды.

Решение о повторном (после периода 2017–2020 гг.) выходе из Парижского соглашения по климату и прекращении финансирования обязательств, которые это соглашение налагает на подписантов, было исполнено президентом США Дональдом Трампом 20 января, в первый день нахождения в должности. Отказ второго (после Китая) по объему эмитента парниковых газов следовать требованиям климатических соглашений грозит похоронить международные усилия по борьбе с глобальным потеплением.

На конец 2024 г. суммарная доля Китая, США, Бразилии и России в мировом объеме выбросов углекислого газа составляла 62,7%. Из них американский вклад составлял 11,25% (для сравнения: российский — 5,05%).

До 20 января 2025 г. объемы выбросов американской промышленности несколько лет подряд сокращались (что администрация Джо Байдена постоянно ставила себе в заслугу). Теперь же, после выхода США из соглашения, суммарный углеродный след остальных стран, даже если они продолжат сокращать его согласованными темпами, всё равно не компенсирует неизбежный прирост американской эмиссии углекислоты.

Кроме того, «капитуляция» США может стать примером для других государств, которые тоже занимают двойственную позицию в отношении условий Парижских соглашений. Например, Индия в текущем году намерена увеличить объемы выбросов на 4,6%, Китай — на 0,2%.

Предпринятые Трампом шаги нанесут делу борьбы с климатическими изменениями не настолько непоправимый урон, что теперь всем надо опустить руки, заявил «Эксперту» завотделом инвентаризации выбросов парниковых газов в промышленности и энергетике Института глобального климата и экологии имени академика Ю.А. Израэля Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромета) Александр Нахутин: «То, как демонстративно Трамп обставил свое решение, рассчитано в значительной степени на американскую общественность, потому что механизмы выхода из Парижского соглашения предусматривают длительную процедуру, которая указом главы одной из стран-участниц не отменяется. В течение года после подачи официального уведомления о выходе США всё еще будут оставаться участником соглашения, по крайней мере, формально. Что касается финансирования оказания помощи развивающимся странам в области сокращения выбросов парниковых газов и в области адаптации к изменениям климата, то оказание такой помощи предусмотрено не только по государственным каналам, но и за счет добровольных вкладов и пожертвований, поступающих, например, от крупного бизнеса или других спонсоров. Причем помощь может оказываться в том числе и за формальными рамками Парижского соглашения. Я думаю, что усиление действия неправительственных механизмов позволило бы с 2026 года в сугубо финансовом смысле смягчить последствия выхода США из соглашения. Сложнее будет обстоять дело с внутриамериканскими мерами по сокращению выбросов парниковых газов, но сокращение финансовой и других видов поддержки со стороны федерального правительства может быть компенсировано увеличением такой поддержки на уровне отдельных штатов».

Поскольку у мирового сообщества нет рычагов воздействия на администрацию США, спасти климатические соглашения от краха, а планету от затопления могут только сравнимые по значимости усилия неправительственных игроков. Требуется изыскать порядка $96,5 млн ежегодно, чтобы компенсировать взносы, которые США теперь не собираются платить. Помимо этого, Штаты в 2024 г. выделили еще $11 млрд на помощь слаборазвитым странам по различным другим климатическим программам. Администрация Байдена в 2024 г. добивалась от Конгресса увеличения этой суммы еще на $3 млрд, но безуспешно.

На минувшей неделе определенную надежду на то, что американское финансовое участие в климатических соглашениях продолжится на неофициальном уровне, дало заявление бывшего мэра Нью-Йорка Майкла Блумберга. 83-летний миллиардер объявил 23 января, что готов компенсировать взносы, которые США обеспечивали в последний год администрации Байдена. Целью подобной «благотворительности» является минимизация последствий формального выхода США из Парижских соглашений, поскольку де-факто этот шаг Белого дома тогда не окажет негативного воздействия на борьбу с глобальным потеплением.

Это не первый раз, когда один из крупнейших спонсоров демократов, а также спецпредставитель США в программе ООН по решениям климатических вызовов вступается за соглашение, которое для республиканцев кажется непозволительным бременем. Майкл Блумберг во время первого президентства Трампа уже выделил $15 млн на нужды, связанные с соблюдением Рамочной конвенции ООН об изменении климата (UNFCCC).

Слова «финансовое участие» принципиальны в данном контексте, потому что указ Трампа о выходе из Парижского соглашения формально не затрагивает американское участие в UNFCCC, что ставит США в очень удобную позицию, когда американские делегации могут по-прежнему участвовать в климатических конференциях ООН (СОР) с правом голоса. Это, однако, не хитрая уловка президента, а юридическая природа участия США в UNFCCC, решение о прекращении которого может принять только Сенат двумя третями голосов.

В принципе, Трамп мог бы реализовывать свои программы увеличения нефтедобычи, не порывая с Парижским соглашением, уверен Александр Нахутин: «В Парижском соглашении количественные обязательства по сокращению выбросов определяются самими странами-участницами, причем предусмотрен регулярный пересмотр национальных обязательств, а определение внутренних механизмов достижения этих обязательств оставлено полностью на усмотрение стран. Даже если гипотетически такой пересмотр будет происходить в сторону смягчения обязательств, никаких санкций за это не предусмотрено. Более того, статья 6 Парижского соглашения прямо предусматривает возможность торговли углеродными квотами. Трудно влезть в голову Трампу, но возможно, что „сидение на двух стульях“ в виде смягчения обязательств при сохранении участия в соглашении просто противоречит его натуре, в которой бизнесмен преобладает над политиком».

Еще до объявления о выходе США из климатических договоренностей было видно, что они не достигают заявленных целей и сроков. По итогам 2024 г., как объявлено на 29-й конференции стран-участниц в Баку, показатель объема выбросов тепличных газов составит рекордные 41,6 млрд тонн — на 1 млрд тонн больше по сравнению с предыдущим. Прирост идет не только на национальном, но и на международном уровне. Так, в 2025 г. на 7,8% вырастет углеродный след международной авиации и морского судоходства, что является прямым следствием увеличения грузо- и пассажироперевозок в процессе роста мировой экономики.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
В мире, 11 фев 18:35
Создатели ракеты SLS могут вылететь с работы
В мире, 5 янв 12:13
Новый глава NASA секвестирует программу «Артемида»
В мире, 5 дек 20:30
Почему поля и плантации превращаются в бесплодные пустыни
В мире, 25 ноя 11:42
Конференция по борьбе с потеплением закончилась фактически безрезультатно
Свежие материалы
Повышение откладывается
ЦБ не стал менять ключевую ставку, но риторика осталась жесткой
Санкции не повлияли на экспорт российской нефти
В мире,
Россия увеличила в январе выручку от экспорта нефти и нефтепродуктов