Интервью

Долгая жизнь автомобиля

Какие китайские машины меньше теряют в цене на вторичном рынке

Долгая жизнь автомобиля
Фото: Евгений Филиппов/Эксперт
Данные агентства «Автостат» говорят, что средневзвешенная цена нового автомобиля в России летом 2024 г. составляет 2,878 млн руб. Для сравнения, два года назад речь шла о сумме меньше 2 млн руб. Дорожают и подержанные машины. Если в 2021 г. среднестатистическая машина на вторичке стоила 670 тыс. руб. (а в 2019-м вообще 490 тыс. руб.), то сейчас уже более 1 млн руб. И перед покупателями все чаще встают вопросы — а за какие деньги можно будет продать китайский кроссовер через несколько лет.

За первые 6 месяцев 2024 г. в России было продано 773 074 новых автомобиля. По прогнозу Российской ассоциации автомобильных дилеров (РОАД), объем рынка по итогам года составит 1,3–1,65 млн машин. Подавляющее большинство из них будут китайскими кроссоверами. Уже сейчас компании из КНР контролируют 57% рынка (на российские марки приходится 35%, а на ушедшие бренды, которые завозятся параллельным импортом, лишь 8%). Самыми популярными кроссоверами летом 2024 г. являются Haval Jolion, Chery Tiggo 7 Pro Max, Chery Tiggo 4 Pro и Changan CS55 Plus.

Выбирая автомобиль, покупатели все чаще обращают внимание не только на дизайн, расход топлива и размер экранов в салоне. Многие задумываются над тем, сколько машина будет стоить через несколько лет, когда наступит пора ее продавать. Во многих странах мира существует рейтинг остаточной стоимости машин — Residual value. И благодаря ему можно предсказать, насколько упадет цена машины через 3 года или 5 лет эксплуатации.

Самые популярные SUV в июне 2024 года (данные ИА «Автостат»)


  1. Haval Jolion — 6983 шт.
  2. Chery Tiggo 7 PRO Max — 5510 шт.
  3. Chery Tiggo 4 PRO — 4874 шт.
  4. Changan CS55 Plus — 3936 шт.
  5. Geely Monjaro — 3933 шт.
  6. Omoda C5 — 3582 шт.
  7. Lada Niva Travel — 3515 шт.
  8. Belgee X50 — 3246 шт.
  9. Haval M6 — 3066 шт.
  10. Lada Niva Legend — 3048 шт.

Старые дороже новых

Существуют подобные рейтинги и в России. Однако в последние годы они показывают очень странные цифры, согласно которым подержанные машины стоят дороже новых. «Несколько последних лет мы наблюдаем рост остаточной стоимости автомобилей, у большинства из них этот индекс превысил 100%. Столь нетипичная ситуация связана с событиями последних лет, из-за которых произошел существенный рост цен на первичном рынке. Он, в свою очередь, значительно повлиял на ценообразование вторичного рынка, как следствие — стоимость автомобилей с пробегом стала выше изначальной стоимости их покупки в автосалоне 3–5 лет назад», — пояснил Дмитрий Ярыгин, заместитель начальника отдела аналитики агентства «Автостат».

Поэтому смотреть сейчас на цифры Residual value нужно с поправкой на то, что новые машины в последние 3 года резко подорожали, а китайские производители при этом постоянно меняют названия (и оснащение) своих моделей, из-за чего невозможно корректно сравнивать старую модель и новую. «Рейтинг Residual value показывает, что машины-лидеры прибавили в цене 26–54% своей первоначальной стоимости. Три года покатался и продал не просто без потерь, а с хорошей прибылью? Да. Но это до тех пор, пока вы не узнаете цены на новые машины. Чтобы рейтинг остаточной стоимости автомобилей действительно был информативным, нужно, чтобы авторынок и курс рубля лет пять были стабильными, цены не скакали, отсутствовали серьезные потрясения, а производители не меняли постоянно названия своих машин. Пока же Residual value — это интересное исследование, но его сложно использовать для четкого прогнозирования», — уверен автомобильный эксперт, шеф-редактор автомобильного маркетплейса Fresh Сергей Шерстенников.

Если смотреть на российский рейтинг Residual value для трехлетних автомобилей, то среди компактных китайских кроссоверов лучшие показатели остаточной стоимости в 2024 году у Geely Coolray (146,1%). Отметим, что сейчас Geely Coolray можно приобрести под маркой Belgee. В лидерах также Chery Tiggo 4 и Haval F7. При этом чем крупнее и дороже автомобиль, тем больше он теряет в цене.

Модели-лидеры по остаточной стоимости по данным ИА «Автостат»


Кроссоверы сегмента SUV B

  1. Geely Coolray (146,1%)
  2. Chery Tiggo 4 (144,5%)
  3. Lada Niva 4×4 (137%)

Кроссоверы сегмента SUB C+D

  • Haval F7 (129%)
  • Chery Tiggo 7 Pro (128,2%)
  • UAZ Patriot (127,8%)
  • Changan CS55 (126,9%)
  • Haval F7x (126,1%)
  • Geele Atlas (126%)

Среди пятилетних машин в лидерах мы видим также марки Geely, Chery и Changan. Правда, модели уже иные. Лучшие показатели у Geely Emgrand X7 с двигателем 2,4 л. Через 5 лет после покупки, которая была совершена в первом квартале 2019-го, индекс Residual value у нее составляет 178,4% (то есть пятилетняя машина в 2024 году стоит дороже новой в 2019 почти на 79%). Высокий индекс также имеют Changan CS35 (156,8%) и Chery Tiggo 4 (155,6%).

Старый китаец в цене не теряет

По данным РОАД, сейчас в России продают свои легковые автомобили около 60 различных производителей. Но крупных игроков всего четыре: Haval, Chery, Geely и Changan. Все они так или иначе пытаются наладить у нас производство автомобилей.

Так, у Haval в России уже работает завод в Тульской области, машины Chery собирают в Петербурге под брендом Xcite, у Geely есть суббренд Belgee в Белоруссии. И даже Changan планирует закрепиться в России — в Нижнем Новгороде в 2024 г. начнется сборка автомобилей бренда Volga, которые на самом деле будут чуть модернизированными «Чанганами».

Опрошенные нами эксперты уверены, что лучше всего при покупке новой модели выбирать среди тех брендов, которые пришли в Россию всерьез и надолго. И чтобы потом машину можно было проще продать, лучше брать известные модели, знакомые покупателям.

«Если взять десятку сегодняшних лидеров-китайцев на авторынке, то остаточная стоимость через несколько лет у них будет выше, чем у автомобилей из второго десятка. Потому что вторичный рынок драйвится предложением, популярностью модели, наличием запчастей и легкостью обслуживания. Чтобы автомобиль меньше терял в цене, надо покупать самую популярную и самую продаваемую модель на рынке на текущий момент», — рассказал «Эксперту» руководитель автомобильной системы Pango Cars Антон Ганжа.

Есть немало марок, которые вышли на рынок в последние два года, но их продажи совсем небольшие. «Мне кажется дилерские центры, которые продают по 2–3 машины в месяц, просто закроются. И что будет делать покупатель, купивший машину какого-то нового бренда, — неизвестно. Вот это замечательное разнообразие может привести к тому, что ряд компаний просто закроется. В Америке рынок 15 млн машин. То есть в десять раз больше, чем у нас. А работают там 44 бренда. Остальные не удержались», — рассказал на своей пресс-конференции президент РОАД Алексей Подщеколдин.

Эксперты также с тревогой относятся и к новым премиальным маркам из Китая, которые появились в России. «Китайский премиум — это не европейский или японский премиум. Ну не дотягивают они еще до Mercedes и BMW. И покупатели на вторичном рынке это прекрасно понимают. Поэтому с большой долей вероятности цены на китайский премиум будут падать сильнее, чем на модели масс-маркета», — пояснил автоэксперт, редактор «Авто Mail.ru» Вадим Гагарин.

Также игроки рынке рекомендуют избегать «серых» машин, которые завозят к нам неофициальным путем. Особенно если речь идет о неизвестных марках — через 3–5 лет будет непросто убедить покупателя на вторичном рынке, что для такой модели доступны запчасти и комплектующие.

Больше новостей читайте в нашем телеграм-канале @expert_mag

Материалы по теме:
Авто, 28 дек 10:53
Динамика российского авторынка в 2025 году будет замедляться
Авто, 13 дек 13:38
Как выбирает автомобиль современный покупатель
Авто, 25 ноя 13:46
Как китайские бренды чувствуют себя на российском авторынке
Авто, 22 ноя 14:48
Европейские электромобили проигрывают конкуренцию китайским и американским
Свежие материалы
Видеокарты проявят искусственный интеллект
Технологии,
Nvidia представила серию RTX 50
Зачем Ереван тянется к Брюсселю
В мире,
Пустят ли Армению в ЕС и чем это для нее обернется
Европейский авиарегулятор до Урала неба не видит
В мире,
Облетать стороной часть РФ не является обязательным требованием