• USD Бирж 1.08 -10.14
  • EUR Бирж 12.62 -86.28
  • CNY Бирж 28.56 --15.95
  • АЛРОСА ао 79.04 -0.02
  • СевСт-ао 1967 -2.6
  • ГАЗПРОМ ао 156.86 -0.65
  • ГМКНорНик 152.3 +-0.2
  • ЛУКОЙЛ 7695 -21
  • НЛМК ао 252.5 -0.06
  • Роснефть 591.25 +-0.75
  • Сбербанк 316.44 +-1.66
  • Сургнфгз 35.69 -0.21
  • Татнфт 3ао 728.8 +-2.5
  • USD ЦБ 91.36 91.63
  • EUR ЦБ 98.67 98.85
20 лет истории
Cобытия

Китайская грамота

Авто
Китайская грамота
Фото: China News Service/VCG/ТАСС
В редакционном архиве есть занятная фотография. 1956 год. Китайская Народная Республика. На одном из стендов выставки достижений экономического строительства СССР за рулем автомобиля «Москвич-402» сидит молодой китаец. На лице его полнейшее восхищение, потому что в его стране автомобильной промышленности нет. Вероятно, этот китаец сильно удивился бы, если бы ему сказали, что спустя 70 лет «Москвич» станет китайским автомобилем.
Дмитрий Гронский
Дмитрий Гронский

Главный редактор журнала «КоммерсантЪ-Автопилот» специально для «Эксперта»

Не будем обсуждать, что и когда мы «упустили». Но сегодня уже россияне наводят камеры смартфонов на огромные экраны в салонах китайских машин, чтобы с помощью гугл-переводчика, понять, как отрегулировать зеркала или включить подогрев руля. И это не шутка. Я сам катался по Москве на автомобилях из КНР, причем не ввезенных сюда путем параллельного импорта, а продающихся у нас официально, в меню которых были иероглифы. Но если наши импортеры рано или поздно переведут-перепрошьют мозги китайских машин, то с человеческим разумом все сложнее. Ведь помимо обладания набором потребительских качеств автомобиль у нас всегда должен был коррелировать с нашим эго.

И еще совсем недавно с этим все было понятно. Есть «немецкая тройка», где Mercedes-Benz имеет статус чуть повыше, чем BMW и Audi. Больше спорта — Porsche. Ступенью выше можно было примерить на себя Bentley. Еще выше был Rolls-Royce, но это уже для тех, кто почему-то очень хотел «показать деньги». Все понятно было и в другую сторону. Определенное место у нас занимали и Toyota, и Mazda, и так — до «корейцев», Skoda и Renault.

Сегодня проблемы есть не только с позиционированием марок, но даже с их произнесением. Как, например, надо артикулировать JAC и GAC, чтобы понятно было, что речь идет о разных брендах? Запомнить, что Dongfeng — это «Дунфэн», Changan — «Чаньянь», Tank — это «Тэнк» во избежание аллюзий, а Hongqi — «Хончи». Правильно всегда было «Хунцы», но в российском представительстве сочли, что «Хончи» будет благозвучнее для нашего уха. И вот тут, кстати, для нас есть первая зацепка.

В Китае несколько десятков автомобильных компаний, а количество брендов, которыми они владеют, исчисляется несколькими сотнями. То есть над вопросом «что брать?», вероятно, ломают голову и там. Но Hongqi — бесспорный бренд № 1. Основан в 1958 году. Машинами марки пользовались все лидеры КНР — от Председателя Мао до товарища Си — и мы это видели, когда весной нынешнего года он прилетал в Москву и привозил сюда свою машину. В РФ у марки уже множество дилеров, один из них еще недавно торговал продукцией Mercedes-Benz. Я там был в декабре — весь первый этаж шоурума занимают Hongqi, но «мерч» в витринах еще остался мерседесовский: очки, часы, брелоки... Кстати, рекомендую. «Берите, второго завоза не будет», как говорили продавцы в галантерейных отделах советских магазинов.

Есть в Китае и другие бренды «с историей», однако большинство из них долгие годы выпускали массовую продукцию, и лишь сегодня бросились наверстывать упущенное, учреждая в огромном количестве новые бренды, чтобы была возможность продавать машины подороже. Характерный пример — Chery, уважаемая компания, официально представленная на российском рынке без малого два десятка лет. Когда-то мы знали ее исключительно как производителя кроссовера Tiggo, копирующего Toyota RAV4. А сегодня это, помимо собственно Сhery, бренды Exeed, Omoda, Jetour, Jaecoo, Kaiyi, выпущенный совместно с Huawei электромобиль Luxeed... А сколько есть просто электромобильных стартапов, чьи имена еще несколько нет были никому не известны.

Многие мои коллеги, в желании помочь потенциальному покупателю, пишут сегодня в заголовках: «в Москву приехал убийца Porsche» или «этот внедорожник — наш сегодняшний Range Rover». Понятно, что подобного рода сравнения — это такого же рода метафоры, как привычка любой поросший соснами овраг рядом с озерцом называть «подмосковной Швейцарией». Но дело тут даже в другом. Чтобы занять место Porsche, мало обладать спортивным силуэтом и кожаным салоном, нужны харизма великого конструктора Фердинанда Порше, многочисленные победы в Ле-Мане... А Range Rover — это же не только «раздатка с понижайкой», но и десятки лет пиджаков в клеточку, уместных при подружейной охоте, корги Ее Величества Королевы на заднем сиденье и много чего еще.

К чести китайских компаний, они это прекрасно понимают, и стремятся сегодня поскорее заместить покинувшие наш рынок бренды не только в их бывших дилерских центрах, но и в музеях, консерваториях, на майках футболистов и конечно же на катке возле ГУМа. И это еще одна подсказка. Лицом бренда Exeed, например, выступает Полина Гагарина, а у Omoda партнер — Клава Кока. Сценический образ какой певицы вам ближе, ту марку и выбирайте.

Для того, чтобы в наших головах, сердцах и кошельках выстроился новый табель о рангах, должно пройти время. Либо автомобиль должен превратиться в бытовой прибор вроде холодильника и перестать быть мерилом нашего социального статуса.

«В зависимости от того, что наступит раньше», как пишут в гарантийных обязательствах автопроизводители.

Материалы по теме:
Авто, 30 апр 14:10
Jetour объявил о создании нового гибридного двигателя и о партнерстве с телеканалом Discovery
Авто, 2 апр 13:02
Начались продажи кроссоверов под брендом WEY
Авто, 31 мар 13:40
Как называется китайский автомобиль HONGQI
Авто, 21 мар 14:50
Автомобили учатся рассказывать о том, как провели свой день
Свежие материалы
Потребители придали уверенности бизнесу
Индекс экономических настроений ВШЭ достиг десятилетнего максимума
Интеллект в помощь продавцу
Технологии,
Как ритейл внедряет ИИ-технологии
Экран не заменит друга
В мире,
Чрезмерное использование смартфонов способно усилить чувство одиночества