• USD Бирж 1.07 -10.32
  • EUR Бирж 12.55 -85.53
  • CNY Бирж 28.85 +-16.28
  • АЛРОСА ао 76.42 +-0.28
  • СевСт-ао 1873.8 +-1
  • ГАЗПРОМ ао 163 -0.89
  • ГМКНорНик 156.52 +-0.4
  • ЛУКОЙЛ 7872 +-13
  • НЛМК ао 230.98 +-0.32
  • Роснефть 581.85 +0
  • Сбербанк 309.21 -0.06
  • Сургнфгз 33.525 -0.05
  • Татнфт 3ао 718.8 +-3.6
  • USD ЦБ 91.78 92.01
  • EUR ЦБ 98.03 98.72
Эксперт меняется
Cобытия

Близкие инвестиции для Дальнего Востока

Экономика
Близкие инвестиции для Дальнего Востока
Фото: Юрий Смитюк/ТАСС
Значение Хабаровска и Владивостока как экономических и промышленных центров страны будет расти в ближайшие годы, считает ключевой федеральный инвестор в регионе ВЭБ.РФ. В ходе рабочей поездки на Дальний Восток председатель ВЭБ.РФ Игорь Шувалов обозначил сразу несколько направлений будущих инвестиций корпорации в регион.

Логистика сегодняшнего дня

Согласованный правительством РФ мастер-план столицы Приморья предполагает, что к 2030 г. инвестиции в основной капитал Владивостока вырастут более чем в 26 раз от уровня 2022 г. — до 3,7 трлн руб., а средняя заработная плата в городе составит 145 тыс. руб. В аналогичном плане развития Хабаровска, второй экономике Дальнего Востока, инвестиции вырастут в 5 раз, до 992 млрд руб., а средняя заработная плата составит 156 тыс. руб. в месяц. Развитие агломераций сопряжено в том числе с переориентированием глобальных цепочек поставок: по итогам прошлого года российская казна получила от Приморья 1,057 трлн руб. «за счет поворота на Восток, за счет развития портовой инфраструктуры и расширения „узких мест“ по железной дороге», — рассказал Игорю Шувалову губернатор Приморского края Олег Кожемяко. Делегация ВЭБ.РФ и Агентства стратегических инициатив (АСИ) провела в Приморье и Хабаровском крае бизнес—миссии, цель которых — обновление собственных стратегий развития в новом финансовом цикле и аккумулирование новых задач в регионе.

«Сегодня логистика — одно из ключевых направлений, и мы готовы подключиться к проектам, которые представляют интерес для Приморского края, и для России в целом», — отметил Шувалов. В частности, ВЭБ готов продолжить инвестирование в развитие порта «Суходол» (расположен в пределах свободного порта Владивосток, всего в получасе езды от аэропорта). Институт развития уже вложил 17 млрд руб. в угольный терминал, а в дальнейшем рассчитывает нарастить мощности порта, сделать его универсальным, и помочь в строительстве поселка для сотрудников «Суходола». Новый поселок объединит в себе 63 многоэтажных дома, таунхаусы, частные дома, детские сады, школы, техникум и поликлинику, рассказал представитель порта.

В то же время власти Приморья совместно с корпорацией развития Дальнего Востока и Арктики (КРДВ) развивают новый девелоперский проект в Надеждинском районе Владивостока. Проект «Большой Владивосток» предполагает строительство, по сути, нового города на 80 тысяч человек, «конкурента Сочи на востоке страны» с деловым центром, ипподромом, школой парусного спорта, яхтенной гаванью и 10-километровой благоустроенной набережной, рассказал в рамках презентации идей участниками форума «Сильные идеи для нового времени» генеральный директор КРДВ Николай Запрягаев. Инвестиции в проект на текущем этапе он оценивает в 1,5 трлн руб., к реализации будет подключен пул инвесторов. «Проект „Большой Владивосток“ особо важен для страны, и все, что касается экономики и социальной сферы Владивостока, является в том числе сферой нашей ответственности, и мы будем принимать в этом непосредственное участие», — отметил Шувалов. Он не исключил, что в городе в рамках новых транспортных проектов будет возрождена и трамвайная линия, демонтированная в «десятых» годах.

В сферу интересов ВЭБ.РФ вошли и другие проекты Приморья, такие, как создание рыбного порта на полуострове Назимова (проект с инвестициями в 3,6 млрд руб. в год предполагает открытие в 2026 г. рыбного рынка, ресторанной зоны, фудкорта и рыбной биржи), расширение крупнейшего за Уралом Центра обработки данных, и строительство аквапарка и семейного развлекательного центра на острове Русский.

Владивосток постепенно становится крупным экономическим хабом, отмечает Шувалов, это подтверждает и мастер-план города, предполагающий рост населения города до 2 млн человек против сегодняшних 500 тысяч. Локомотивом развития выступают порты, год от года увеличивающие свои мощности и номенклатуру грузов, а также верфь «Звезда», портфель заказов которой составляет сегодня порядка 60 судов. «Узким местом» остается пропускная способность железных дорог на Восточном полигоне, признает глава региона Кожемяко. Решение этой задачи прозвучало в послании президента РФ Владимира Путина к Федеральному Собранию: до 2030 г. возможности БАМа и Транссиба вырастут с 173 до 210 млн тонн в год, одновременно должны получить развитие и дальневосточные порты Ванино и Советская Гавань.

Две жизни аэропорта

Президент в недавнем послании Федеральному собранию поставил перед правительством РФ задачу по повышению авиационной мобильности граждан за счет обновления парка российских самолетов и модернизации региональной авиационной сети. Как минимум 75 аэропортов будут обновлены за 6 лет, отметил президент. В 2012 г., перед саммитом АТЭС, при участии ВЭБ.РФ был построен новый терминал аэропорта Владивостока. Сегодня при участии института развития строится новый пассажирский международный терминал в аэропорту Хабаровска, рассказал в столице края Игорь Шувалов. Общий объем инвестиций, по его словам, составит 6,1 млрд руб. Из них 3 млрд выделит ВЭБ.РФ, половину этой суммы — на льготных условиях. «Ранее мы профинансировали строительство терминала для внутренних авиалиний. Уверен, что Хабаровск будет развиваться и как точка притяжения для гостей из стран Азиатско-Тихоокеанского региона, и как транзитный авиаузел», — считает он. Терминал планируется запустить в 2025 г. По словам губернатора Хабаровского края Михаила Дегтярева, это позволит нарастить международный пассажиропоток аэропорта до 1 млн пассажиров в год.

При этом старый терминал может стать пространством креативных индустрий, предположил Шувалов и не исключил финансирования проекта, если идею возможно монетизировать. О проблеме дефицита творческих площадок в Хабаровске ему сказали участники совещания по вопросам развития креативной экономики. По мнению генерального директора АСИ Светланы Чупшевой, государство «сделало ставку» на развитие креативных индустрий. И если ранее в правовом поле не было даже юридического термина «креативная индустрия», то сегодня сформирована и правовая, и финансовая база для ее формирования. АСИ также проводит обучающую работу с регионами: объясняет ключевые принципы, за счет которых растет и число креативных предпринимателей, и их доход, отметила она.

В числе других социальных инициатив, в которые может инвестировать ВЭБ.РФ — строительство нового здания Дальневосточного художественного музея, реконструкция санатория Уссури и развитие крупных туристических объектов региона.

Общий пакет инвестиций ВЭБ.РФ в дальневосточную экономику на данный момент уже составляют 4,8 трлн руб., сообщал институт развития. В дальнейшем одни только проекты Хабаровска смогут привлечь финансирование до 10 млрд руб. у ВЭБ.РФ, отметил Шувалов по итогам бизнес-миссии.

Материалы по теме:
Экономика, Вчера 11:30
Положительные показатели обеспечили добывающие компании
Экономика, 19 апр 15:53
Снижение потребительских расходов продолжается
Экономика, 17 апр 11:30
Как государственные структуры помогают бизнесу преодолеть границы
Экономика, 12 апр 16:15
Недельная инфляция возобновила рост
Свежие материалы
Рынок акций встречает Первомай красным
Финансы,
Восходящий тренд Индекса Мосбиржи не закончен
«Финансист», Теодор Драйзер
Книги,
Финансы и свобода
Евразийский промышленный кооператив
Промышленность,
На выставке «Иннопром. Центральная Азия» обсудили новые инструменты содействия промышленной кооперации